Высоколобое кино

Лариса РОМАНОВСКАЯ

17.08.2012

У советских научно-популярных фильмов появляются сиквелы.

Одним из самых необычных проектов лета стал документальный цикл «Видеть невидимое» на канале «Культура». Для отечественного ТВ ситуация, когда продолжение популярной картины не уступает по качеству своему исходнику, редкость. Авторы проекта не собираются останавливаться на достигнутом: сейчас готовятся продолжения еще трех шедевров советского науч-попа. О том, как реализовались в наши дни оптимистические планы героев старых лент, рассказывает режиссер Михаил ВОРОНЕЖЦЕВ:

Воронежцев: Над продолжениями первых двух научно-популярных фильмов мы работали около полугода. Идея снимать сиквелы пришла в голову режиссеру и сценаристу Виталию Трояновскому, автору телепроекта «Острова». Он предложил показать, что изменилось в научном мире за эти годы.

культура: Ученые предполагали, что проблемы, над которыми они работают, будут успешно решены к началу XXI века. Насколько оправдались их прогнозы?

Воронежцев: Елена Саканян, создатель фильма «Генетика и мы», на основе которого снимался пилотный выпуск нашего проекта, обращалась к участникам XIV московского международного конгресса генетиков с вопросом: «Когда медицина сможет победить синдром Дауна?» Предполагалось, что это произойдет лет через двадцать. Но двухтысячный давно прошел, а герои сиквела не могут дать ответа. При создании фильма о разработках искусственного интеллекта я столкнулся с тем же. В старой ленте «Кто за стеной» академик Глушков, один из основоположников советской кибернетики, предполагает получить искусственный интеллект, способный состязаться с нашим разумом, еще до конца ХХ века.

культура: В лентах-исходниках снимались исключительно советские ученые. Героями новых фильмов стали только российские специалисты?

Воронежцев: При создании сиквелов нам помогали эксперты из Института ядерных исследований РАН, из его филиала, который расположен в подмосковном Троицке. Снимались люди, которые родились и получили профильное образование в России, но работают в Бельгии, Америке, Японии. Не понятно, считать ли их нашими соотечественниками? Сегодня нет должного финансирования науки. Но есть энтузиасты прошлых поколений, появляются молодые аспиранты и кандидаты наук. Не исключено, что через тридцать лет, если кому-то придет в голову создать следующий цикл продолжений, эти аспиранты снимутся в них, уже будучи профессорами.

культура: Какие еще ленты получат продолжение в рамках проекта «Видеть невидимое»?

Воронежцев: Отбираем работы, которые когда-то вызвали у зрителей интерес и до сих пор сохранились в приличном состоянии. Сейчас работаем с тремя старыми лентами. Фильмы «Альтернатива», созданный режиссером Борисом Загряжским в 1975 году, и «Кто за стеной», который был снят Семеном Райтбуртом в 1977 году, посвящены созданию искусственного интеллекта. Мы делаем к ним общее продолжение. Третья лента — «Никогда не говори никогда» Евгения Покровского — о советских ученых, получивших Ленинскую премию за открытие отдельного класса автоволновых процессов. Они изучили химический процесс, который сейчас называется «реакцией Белоусова-Жаботинского».

культура: Фильмы понятны массовой аудитории?

Воронежцев: Цикл получился высоколобым. Сейчас все стало сложнее: сама наука, проблемы, которые она поднимает, язык, которым о них рассказывается. Фильм «Этот правый, левый мир. Сорок лет спустя» был посвящен физике элементарных частиц. Как мы ни пытались говорить просто, все равно пришлось использовать много научных терминов.