В наш прокат вышел фильм Ульриха Зайдля «Рай. Любовь».
Австриец Ульрих Зайдль не раз признавался в интервью, что не питает особой любви к своим соотечественникам. И даже более того — испытывает к ним глубокую личную неприязнь. В этом Зайдль не одинок: достаточно посмотреть картины других выдающихся австрийцев — Ханеке, Главоггера — или прошлогоднего «Михаэля» Маркуса Шляйнцера, живописующих австрийское общество самыми мрачными красками.
По иронии судьбы, последние работы двух крупнейших австрийских режиссеров называются «Любовь» — обе были показаны на последнем каннском кинофестивале. Но если фильм Ханеке — о любви абсолютной, то фильм Ульриха Зайдля — об ее относительности.
За ней, за любовью, отправляется в Кению, страну женского секс-туризма, Тереза, дама бальзаковского возраста и рубенсовских пропорций. Европейская ментальность не позволяет расслабиться и просто получить удовольствие — фрау хочет любви, а ей предлагают качественный и недорогой кенийский секс. Поиски иллюзии превращаются в особый вид извращения, где несчастному кенийскому проституту, чтобы добиться от дамы гонорара, приходится сначала изображать из себя безвозмездно влюбленного, а затем выклянчивать честно заработанное под видом гуманитарной помощи смертельно больному родственнику. После первого разочарования — когда возлюбленный оказался изменщиком, под видом сестры скрывавшим жену, — отчаянная фрау уходит в настоящий загул. Тереза меняет Мунгу на Саламу, но счастья нет, нет счастья без любви.
Подход Зайдля к игровому кино остается, по сути, документальным: роли в его картинах часто играют непрофессионалы, которым режиссер-мизантроп предлагает импровизировать в строгих рамках заданной ситуации. Так возникает псевдодокументальный эффект. Метод не нов, но по-прежнему работает.
В «Любви» Зайдлю потребовалась профессиональная актриса. Как он признавался в интервью, найти ее было непросто из-за большого количества откровенных сцен. Впрочем, не только поэтому. С Маргарете Тизель Зайдль попал в самое яблочко. Бесстрашная фрау, прагматично подбирающая любовника на ночь, больше похожа не на похотливую самку, а на несчастную одинокую учительницу.
К Терезе Ульрих Зайдль безжалостен, как сутенер к своей подопечной. Фильм балансирует на грани дозволенного, едва не превращаясь в откровенное порно — потрясая телесами, актриса проделывает на экране такие штуки, что за нее становится неловко. Когда четыре перевозбужденные, сильно немолодые австрийские фрау пытаются вдохновить на подвиги хрупкого кенийского стриптизера — это зрелище не для слабонервных.
Если бы фильм Зайдля просто играл на естественных эмоциях зрителя, его едва ли можно было воспринимать всерьез. Неподвижная камера фиксирует действительность с неделикатностью какого-нибудь скучноватого натуралиста-энтомолога. Но вдруг ловишь себя на мысли, что неуловимо изменился угол зрения — и отвращение вдруг сменяется состраданием ко всем этим глубоко несчастным и одиноким людям, исстрадавшимся в поисках любви. Когда Тереза, как на рынок, в очередной раз отправляется на поиски любви, в Зайдле, внешне остающемся как будто все тем же бесстрастным мизантропом, вдруг просыпается чувство. Еще немного — и почти любовь.
«Рай. Любовь». Ulrich Seidl Film Produktion GmbH (Австрия), Tatfilm (Германия), Société Parisienne de Production (Франция), 120 минут, 2012 Режиссер Ульрих Зайдль В ролях: Маргарете Тизель, Петер Казунгу, Инге Маукс В прокате с 16 августа