18.04.2018
«Тренер»
Режиссер: Данила Козловский В ролях: Данила Козловский, Владимир Ильин, Андрей Смоляков, Ольга Зуева, Ирина Горбачева, Виктор Вержбицкий, Игорь Гордин, Дмитрий Чеботарев, Аскар Ильясов, Виталий Андреев, Дмитрий Сычев и другие 12+ В прокате с 19 апреля |
Для начала определимся с сюжетом. У «Спартака» большие проблемы: вызвавшийся пробить пенальти нападающий форсит и, промахнувшись, дарит мяч противнику. Вернувшись в игру, Юрий Столешников (Данила Козловский) делает подсечку, получает желтую карточку, орет на судью, лупит выскочившего на поле фаната и провоцирует беспорядки на трибунах. А после удаления с поля устраивает автомобильный затор в тоннеле и оказывается в полицейском участке. Из отделения игрока забирает самый пристрастный болельщик — первый тренер и по совместительству отец зарвавшегося футболиста (Александр Смоляков). Возникает перепалка, в ходе которой становится понятно, что Столешниковых разделяет бездна непонимания. Проходит год. Так и не найдя общий язык с родителем, дисквалифицированный нападающий получает предложение, от которого невозможно отказаться. Скандалиста приглашают тренировать новороссийский клуб «Метеор».
Прижиться на новом месте непросто. Футболисты не желают признавать варяга своим. Кроме того, никто из аборигенов не мечтает о высшей лиге. «Старики» доигрывают свое и сливают матчи за взятки. Президент клуба, дочка мэра (Ирина Горбачева), хочет удержаться в кресле и думает о том, «чтобы на месте стадиона не отгрохали очередной торговый центр». Директор «Метеора» использует клуб в качестве инкубатора для воспитания выставляемых на продажу легионеров. Каждый играет в свою игру, и это далеко не футбол.
Но для Столешникова «Метеор» — последний шанс остаться в спорте. Он находит родственную душу, пожилого тренера юниорской команды (Владимир Ильин). Именно он резонно замечает Юрию: ты человек московский, хочешь лишь заработать на нас, а потом свалить. Желая доказать обратное, Столешников решает любой ценой превратить горстку отщепенцев в настоящую команду. Для этого парню придется осуществить свое движение вверх, сделав невозможное: мобилизовать игроков, вернув им вкус к настоящему футболу и жажду победы, найти общий язык с руководством клуба и фанатами, стать не просто тренером, а настоящим лидером. Человеком на своем месте.
В «Движении вверх» камера показала, как куется победа с верхней точки, «Тренер» — взгляд «от земли», с кромки футбольного поля. В кульминации ленты немало красивых игровых моментов, но психологический материал здесь иной: герой Машкова точно знал свой маневр, персонаж Козловского не понимает самого себя, но рискует и выигрывает. И главная его победа — не столько футбольная, сколько человеческая.
Вырвавшись из выморочно-гламурного мирка в стиле «Духless», главный герой не просто обретает дело жизни, но и впервые совершает самостоятельный осознанный выбор. Сначала сорвавшись из столицы в глубинку и вытянув, казалось бы, безнадежную команду, а затем отказав дочке мэра, которой взбрело в голову закрутить амур с московским героем таблоидов на контролируемой папашей территории. Трепетный роман с простой девушкой (Ольга Зуева) оказывается поворотным моментом в судьбе московского «папенькиного сынка». А как же отец? На пресс-конференции Данила Козловский признался:
— Мы стояли на распутье и даже сняли одну сцену из детства, проясняющую суть конфликта, но потом отказались от нее, чтобы не навязывать зрителю готовые интерпретации, не лишать свободы дофантазировать, подключиться к собственной боли. Приглашая Смолякова на роль, мы планировали пообщаться минут 15, сверить часы, а проговорили часа полтора, очень откровенно, и наши истории оказались схожи. Потом мы встретились уже на площадке, для меня это были самые сильные съемочные дни. Я невероятно счастлив, что именно Андрей сыграл моего отца.
Отдаляясь от родителя, Столешников усваивает его лучшие тренерские уроки. Сохраняя личную независимость, он учится слушать людей, если необходимо — уступать и передоверять ответственность, а в наиболее трудные моменты брать инициативу в свои руки.
Козловскому и его команде удалось не просто воплотить на экране образ успешного современника, но и удивить жесткой драматургией, решительным импрессионистским почерком, сюжетными виражами, тонко интонированными диалогами, авторской постановкой спортивных баталий и даже вокальными дивертисментами фанатов. А самое важное, «Тренер» — действительно кино не про футбол. Это картина о том, как человек, изменившись сам и сделавшись нужным, может вернуть людям смысл жизни.