03.11.2012
Когда в 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...», она сразу же вызвала глубокий резонанс: душераздирающий рассказ о пяти девушках-зенитчицах, одна за другой сложивших головы в неравном противостоянии с отрядом немецких диверсантов, был воспринят читателями с любовью и болью. Неудивительно поэтому, что экранизация повести стала вопросом времени. Уже в 71-м за постановку взялся ставший к тому моменту классиком советского кинематографа Станислав Ростоцкий.
«... А зори здесь тихие» — один из самых реалистичных фильмов о Великой Отечественной, где эффект суровой действительности достигается за счет подчеркнутых антитез и противопоставлений: кадры военной повседневности выдержаны в черно-белой гамме, скрывающей красоту карельской природы (натурные съемки проводились в деревне Сяргилахта Пряжинского района), тогда как сцены мирного времени и романтических воспоминаний — в цвете. Для убедительности реплики немецких солдат в картине не переводятся и не дублируются. От тревожной музыки Кирилла Молчанова — то богато оркестрованной, то до предела минимизированной (когда мелодию, сыгранную на одной струне балалайки, ничто более не поддерживает) — на глаза наворачиваются слезы, а виртуозная камера оператора Вячеслава Шумского — то лаконично-умиротворенная, то стремительная и ускользающая – почти физически погружает зрителя в разворачивающиеся события.
Ростоцкий привлек к работе над картиной не знаменитых артистов (чтобы они не оттягивали на себя зрительское внимание), а малоизвестных, для большинства из которых роль в этом фильме стала не только настоящим дебютом, но и, как впоследствии выяснилось, — венцом карьеры. Более-менее известна широкому зрителю была только Ольга Остроумова, успевшая за несколько лет до того сняться у Ростоцкого в ленте «Доживем до понедельника». Но именно роль Жени Комельковой в «Зорях...» так и осталась для актрисы самой знаковой. То же относится к Елене Драпеко и Ирине Шевчук — для зрителей они навсегда остались Лизой Бричкиной и Ритой Осяниной. Что же до исполнителя главной мужской роли, Федота Васкова, то Андрей Мартынов вжился в образ бесстрашного и рассудительного солдата настолько естественно, что было даже немного жаль, когда его следующей крупной работой в кино стал образ размазни и рогоносца Кирьяна Инютина в киноэпопее «Вечный зов».
Любопытно, что именно в фильме о войне было чуть ли не впервые в СССР показано обнаженное женское тело. В советском кинематографе того периода столь откровенные съемки допускались крайне редко, однако, на этот раз цензура не стала вмешиваться в замысел.
«...А зори здесь тихие» — возможно, самое натуралистичное, а потому берущее за душу произведение о войне. «Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! И не прошли вы, никуда не прошли!» — этот яростный, полный боли и злорадного торжества вопль старшины Васкова в финале — есть отражение маленького эпизода огромной войны. Войны, в которой без таких вот боев местного значения победить было невозможно.