Однажды в России

Нильс ИОГАНСЕН

26.10.2012

Тиз из зе тру стори эбаут зе женезис оф рашан криминал ворд

О’кей, лисен ту ми, бойс, жаст донт гет ми вронг

Ванс апон э тайм ин зи энд оф зе Перестройка

Рашен бой Александр Вайт кам хом фром зе совьет арми

Хиз герл битрей хим энд ши ис слиппинг видз э бандит

Александр Вайт вос вери ангри, бат хи хэв фейтфул скулмейтс

Зи Спейс, зи Би энд зи боксер Фил

Зей шат зи бандит энд со зей бекам а бандитс кру...

(Бачинский и Стиллавин, «Субтитра», «Зе мафия»)

Десять лет назад отечественный кинематограф «осчастливил» нас сериалом «Бригада», который одно время даже называли культовым. Но фильм действительно был знаковым — впервые в нашей стране главными действующими лицами стали бандиты. Хорошие бандиты.

Это произошло не просто так, по чистой случайности или по прихоти режиссера, за данным явлением кроются серьезные процессы.

Современной молодежи трудно объяснить, что в советском кино бандит не мог стать главным героем, тем более положительным. Кто-то, конечно, вспомнит фильм «Калина красная», но там уголовник-рецидивист Егор Прокудин представлен раскаявшимся, ставшим на путь истинный, за что и поплатился жизнью. Поэтому — не считается. Но тот поток низкокачественных импортных кинопомоев, который льется на россиян последние двадцать лет, практически убил воспоминания о светлых и мужественных героях отечественных фильмов, а «Бригада» добавила в общую кинобочку свою ложку дегтя (или чего похуже).

Появилась эта картина не случайно. Вспомним. Начало 2000-х, в стране «парад суверенитетов», десятки президентов. Владимир Путин только начинает восстанавливать вертикаль власти. Это очень не нравится Западу — там ждут, что вслед за СССР развалится и РФ, до этого остался всего один шаг. И к данному процессу решают опять подключить криминал.

Сама история возникновения бандитизма 90-х анализируется очень редко. Между тем тема весьма интересная. Скользкая. В середине 80-х по всей стране вдруг в огромном количестве появились так называемые «качалки», где молодежь, помимо тренировок, смотрела жестокие западные фильмы, училась обращаться с холодным оружием и жить по «понятиям». К сожалению, власти пустили этот процесс, который никак не мог быть спонтанным, на самотек.

Прошло всего несколько лет, и на улицы советских тогда еще городов вышли хорошо организованные кем-то банды, которые начали грабить, насиловать и убивать. И появились они в то время, когда стала разваливаться советская правоохранительная система, то есть как-то слишком вовремя.

Причем жертвами бандитов были не только пресловутые кооператоры, те чаще всего откупались или просто обзаводились «крышами». Так называемые «лохи» — простые граждане, прежде всего, работники различных НИИ, в том числе оборонных, — были излюбленной добычей «отморозков», их обирали до нитки, убивали, мучили. Создается впечатление, что кто-то специально «заказал» бандам цвет советской науки и техники. Кто именно — догадаться несложно...

Гангстеры останавливали работу заводов и фабрик, захватывали помещения институтов, грабили поезда и фуры, парализовывали торговлю, сжигали урожаи. Иными словами, вносили посильную лепту в общий экономический хаос, в развал державы. Неудивительно, что на рубеже 2000-х их начали очень активно отстреливать. Спецслужбы, по сути, боролись с бандами самых настоящих диверсантов, какие были и во время Великой Отечественной — тогда противник действовал похожим образом.

Появление «Бригады», начало укрепления государственной власти и борьба с криминалом совпали самым странным образом. В обществе явно хотели создать образ неких отечественных робин гудов с пистолетами, а власть, наоборот, очернить. Отсюда и грузовики с трупами (7-я серия), которые охраняет спецназ, и злобные КГБ-шники, что мешают «честному бандиту» Саше Белому избраться в Госдуму. Была явная попытка поднять общественное мнение на защиту криминала, против государства. И если бы она удалась, кто знает, жили ли бы мы сегодня в единой и целостной России.

Киноиндустрия всегда работала преимущественно на заказ — политический, идеологический или финансовый. Наиболее наглядный тому пример — американский фантастический фильм «Звездный десант». Картина, вышедшая в 1997 году, разительно отличается от большинства сегодняшних фильмов. Никакой толерантности, без соплей, все жестко и сурово — ударь, убей, замучай. Главный герой — десантник Джон Рико (Каспер Ван Дьен) — настоящий американец из 50-х прошлого века, с квадратной челюстью, поджарый, мускулистый, решительный, готовый биться со всем миром. Враг, конечно — такие парни воевали с нашими в Корее, — но смотреть приятно, это не какой-нибудь «голубок» наших дней. Под стать ему и его подруги — «валькирия» Диззи Флорес (Дина Мейер) и элегантный пилот боевого звездолета Кармен Ибаньез (Дениз Ричардс). А школьный друг — ученый-«естествоиспытатель» Карл Дженкинс (Нил Патрик Харрис), который мучает разумных жуков, щеголяет в классическом эсэсовском кожаном плаще. И ничего, как-то не комплексует. Вся эта теплая компания готова в любой момент защитить Землю (читай — Америку) от любого врага, уничтожая всех на своем пути.

Казалось бы, фантастика, при чем тут реальная жизнь? А при том, что эта мощная агитка вышла как раз перед началом второй фазы войны на Балканах, когда военная машина США начала стирать с лица земли Югославию. И убивали сербов такие вот Джоны Рико, воодушевленные, в том числе, и патриотическим фильмом.

«Бригада» сыграла свою отрицательную роль — мальчишки в школах начали копировать Сашу Белого, Пчела и Космоса, поголовно мечтая стать бандитами. Правда, со временем это сошло на нет, но осадочек остался. Причем не только в душах подростков. Теперь никого не удивляет, если главный герой российского фильма — самый настоящий подонок, убийца, вор или насильник. Главное, чтобы присутствовал пресловутый «экшн». И даже положительному персонажу ныне положено быть с «червоточинкой». Кристально чистые герои не в моде.