26.10.2012
Тиз из зе тру стори эбаут зе женезис оф рашан криминал ворд
О’кей, лисен ту ми, бойс, жаст донт гет ми вронг
Ванс апон э тайм ин зи энд оф зе Перестройка
Рашен бой Александр Вайт кам хом фром зе совьет арми
Хиз герл битрей хим энд ши ис слиппинг видз э бандит
Александр Вайт вос вери ангри, бат хи хэв фейтфул скулмейтс
Зи Спейс, зи Би энд зи боксер Фил
Зей шат зи бандит энд со зей бекам а бандитс кру...
Это произошло не просто так, по чистой случайности или по прихоти режиссера, за данным явлением кроются серьезные процессы.
Современной молодежи трудно объяснить, что в советском кино бандит не мог стать главным героем, тем более положительным. Кто-то, конечно, вспомнит фильм «Калина красная», но там уголовник-рецидивист Егор Прокудин представлен раскаявшимся, ставшим на путь истинный, за что и поплатился жизнью. Поэтому — не считается. Но тот поток низкокачественных импортных кинопомоев, который льется на россиян последние двадцать лет, практически убил воспоминания о светлых и мужественных героях отечественных фильмов, а «Бригада» добавила в общую кинобочку свою ложку дегтя (или чего похуже).
Появилась эта картина не случайно. Вспомним. Начало 2000-х, в стране «парад суверенитетов», десятки президентов. Владимир Путин только начинает восстанавливать вертикаль власти. Это очень не нравится Западу — там ждут, что вслед за СССР развалится и РФ, до этого остался всего один шаг. И к данному процессу решают опять подключить криминал.
Сама история возникновения бандитизма 90-х анализируется очень редко. Между тем тема весьма интересная. Скользкая. В середине 80-х по всей стране вдруг в огромном количестве появились так называемые «качалки», где молодежь, помимо тренировок, смотрела жестокие западные фильмы, училась обращаться с холодным оружием и жить по «понятиям». К сожалению, власти пустили этот процесс, который никак не мог быть спонтанным, на самотек.
Прошло всего несколько лет, и на улицы советских тогда еще городов вышли хорошо организованные кем-то банды, которые начали грабить, насиловать и убивать. И появились они в то время, когда стала разваливаться советская правоохранительная система, то есть как-то слишком вовремя.
Причем жертвами бандитов были не только пресловутые кооператоры, те чаще всего откупались или просто обзаводились «крышами». Так называемые «лохи» — простые граждане, прежде всего, работники различных НИИ, в том числе оборонных, — были излюбленной добычей «отморозков», их обирали до нитки, убивали, мучили. Создается впечатление, что кто-то специально «заказал» бандам цвет советской науки и техники. Кто именно — догадаться несложно...
Гангстеры останавливали работу заводов и фабрик, захватывали помещения институтов, грабили поезда и фуры, парализовывали торговлю, сжигали урожаи. Иными словами, вносили посильную лепту в общий экономический хаос, в развал державы. Неудивительно, что на рубеже 2000-х их начали очень активно отстреливать. Спецслужбы, по сути, боролись с бандами самых настоящих диверсантов, какие были и во время Великой Отечественной — тогда противник действовал похожим образом.
Появление «Бригады», начало укрепления государственной власти и борьба с криминалом совпали самым странным образом. В обществе явно хотели создать образ неких отечественных робин гудов с пистолетами, а власть, наоборот, очернить. Отсюда и грузовики с трупами (7-я серия), которые охраняет спецназ, и злобные КГБ-шники, что мешают «честному бандиту» Саше Белому избраться в Госдуму. Была явная попытка поднять общественное мнение на защиту криминала, против государства. И если бы она удалась, кто знает, жили ли бы мы сегодня в единой и целостной России.
Киноиндустрия всегда работала преимущественно на заказ — политический, идеологический или финансовый. Наиболее наглядный тому пример — американский фантастический фильм «Звездный десант». Картина, вышедшая в 1997 году, разительно отличается от большинства сегодняшних фильмов. Никакой толерантности, без соплей, все жестко и сурово — ударь, убей, замучай. Главный герой — десантник Джон Рико (Каспер Ван Дьен) — настоящий американец из 50-х прошлого века, с квадратной челюстью, поджарый, мускулистый, решительный, готовый биться со всем миром. Враг, конечно — такие парни воевали с нашими в Корее, — но смотреть приятно, это не какой-нибудь «голубок» наших дней. Под стать ему и его подруги — «валькирия» Диззи Флорес (Дина Мейер) и элегантный пилот боевого звездолета Кармен Ибаньез (Дениз Ричардс). А школьный друг — ученый-«естествоиспытатель» Карл Дженкинс (Нил Патрик Харрис), который мучает разумных жуков, щеголяет в классическом эсэсовском кожаном плаще. И ничего, как-то не комплексует. Вся эта теплая компания готова в любой момент защитить Землю (читай — Америку) от любого врага, уничтожая всех на своем пути.
Казалось бы, фантастика, при чем тут реальная жизнь? А при том, что эта мощная агитка вышла как раз перед началом второй фазы войны на Балканах, когда военная машина США начала стирать с лица земли Югославию. И убивали сербов такие вот Джоны Рико, воодушевленные, в том числе, и патриотическим фильмом.
«Бригада» сыграла свою отрицательную роль — мальчишки в школах начали копировать Сашу Белого, Пчела и Космоса, поголовно мечтая стать бандитами. Правда, со временем это сошло на нет, но осадочек остался. Причем не только в душах подростков. Теперь никого не удивляет, если главный герой российского фильма — самый настоящий подонок, убийца, вор или насильник. Главное, чтобы присутствовал пресловутый «экшн». И даже положительному персонажу ныне положено быть с «червоточинкой». Кристально чистые герои не в моде.