Никита Михалков: «Новый набор Академии сильнее первого»

08.09.2016

Второго сентября в сквере Сергея Михалкова у Театра Киноактера прошло торжественное вручение студенческих билетов слушателям второй годичной Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. 

Гостей и участников приветствовали министр правительства Москвы, руководитель департамента культуры города Александр Кибовский, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Мария Морозова, продюсер Леонид Верещагин, ректор Щепкинского училища Борис Любимов, режиссеры Владимир Хотиненко, Александр Адабашьян, Владимир Алеников. Студентов напутствовал ректор Академии, художественный руководитель актерской мастерской Никита Михалков:

— Нам предстоит тяжелый путь! Ведь это только кажется, что мы все знаем и понимаем, и ощущаем свое нутро, умеем им управлять. Нужно постараться избавиться от этих «кажется».

Актеры бывают беззащитны перед людьми, которым тоже кажется — что они режиссеры. Последние предпочитают взвалить весь груз ответственности на вас — просто потому, что не хотят и не умеют помогать. Человек, говорящий «сейчас надо заплакать — вспомни покойную бабушку» или, пытаясь вызвать смех, рассказывающий анекдот, — кто угодно, только не режиссер. Актер всегда открыт для помощи, но при этом точно знает сам, к какой внутренней струне следует прикоснуться, чтобы достичь результата. Конечно, бывают удачные импровизации, но, как говорится, они должны быть хорошо подготовлены. Тогда в развитии ситуации, если артист к ней готов, он сумеет взлететь выше. 

Ваша задача — открыться и довериться нам, найти в себе то, о чем пока даже не подозреваете. А наша — вооружить вас технически, эмоционально, энергетически, научить обращаться к себе самим в случаях, когда никто другой не сможет вам помочь. В прошлом году было сделано много ошибок. Не по злому умыслу. Мы искали, нащупывали правильные решения вместе со слушателями. И вы должны говорить, что вам интересно, а что нет. Нужно двигаться навстречу друг другу, так как в нашем деле научить ничему нельзя, можно лишь научиться. 

Вас готовили по базовой школе Станиславского, созданной для людей со средними способностями, позволяющей добиваться выдающихся успехов. Мы намерены двинуться чуть дальше — вслед за Евгением Вахтанговым, Михаилом Чеховым, Шарлем Дюлленом и Питером Бруком. Память физических действий очень важна, но нам хотелось бы дать психологический жест, энергетику, владение собственной концентрацией. Очень важен кругозор, нельзя зацикливаться на профессии. Хотя, если вы по-настоящему заряжены ею, она позволит получать информацию отовсюду — на похоронах, в магазине или детском саду. Поэтому в Академии будут преподавать не только актеры и режиссеры, но философы, балетмейстеры и писатели — в течение года вы сможете услышать, увидеть, прочесть то, что не удавалось раньше. У нас жесткая и жестокая профессия. Не знаю, все ли дойдут до конца. Но желаю каждому держать удар и помнить: порой придется преодолевать боль. Лишь таким образом можно обнаружить в себе истинное золото, о существовании которого вы не догадываетесь.


Отдавая дань киношной традиции, Никита Михалков разбил тарелку с автографами педагогов о треногу кинокамеры, объявил о начале академической работы и пообщался с корреспондентом «Культуры» Алексеем КОЛЕНСКИМ.

культура: Чем новое «племя» отличается от прежних абитуриентов? 
Михалков: В течение года ребята общались со слушателями и оказались намного более подготовлены к экзаменационным испытаниям, настроены на встречное движение. Для меня это было и удивление, и радость. Может быть, поэтому сложилось ощущение, что новый набор сильнее первого. 

культура: А с чем связано запланированное увеличение часов практических занятий? 
Михалков: Исходя из проблем и пожеланий слушателей первой годичной Академии, мы на ходу корректировали программу. Порой приходилось трудно. Сейчас мы решили заранее учесть накопленный опыт.    

культура: Итогом работы выпускников Вашей актерской мастерской должен был стать полнометражный проект. Какова его судьба?
Михалков: Владимир Алеников снял фильм о деятельности мастерской, причем одним кадром, без монтажных склеек. Считаю это — очень правильное направление, заставлявшее актеров находиться в сосредоточенном внутреннем движении. Во всяком случае, данный прием соответствует развитию той системы, о которой мы говорим. Фильм близок к завершению и, надеюсь, станет нашим академическим брендом.   

культура: Кто из зарубежных коллег ожидается с мастер-классами?
Михалков: Возможно, нас посетят Кустурица, Полански, Ольбрыхский. Но желание продемонстрировать «заморскую штучку» на повестке дня Академии не стоит. Конечно, гости важны для престижа и пиара, но гораздо интереснее, что Эмир, например, — выдающийся европейский режиссер с абсолютно славянскими, самобытными представлениями о жизни. Россия богата талантами в разных сферах, с ними предстоит познакомиться нашим  слушателям.