18.08.2016
Хит Френкеля и Танича не врет — крупнейший русский остров радует нормальной погодой с легкой субтропической одышкой. Над раскинувшимся между холмами Южно-Сахалинском, сбиваясь в тучные стада и тая на глазах, плывут облака. Солнце припекает и прячется. Фуникулер карабкается на господствующую высоту — сопку Большевик — и пейзаж меняется: кажется, туман, только что заедавший склоны, опустился вниз, заключив расположившиеся под ногами кварталы островной столицы в ажурную рамку.
Немое кино... Город расчерчен на квадратики, с опустевших «авеню» и «стрит» не долетает ни звука: августовский уикенд горожане проводят на пляжах Татарского пролива в компании спешащей на нерест горбуши.
Суета с высоты представляется неуместной, прохладный флирт света и тени, дыхание притаившегося за сопками океана дарят ощущение полноты кинематографической картины и легкую горечь — отчего здесь и сейчас не крикнуть: «Внимание, мотор!»?
Вечереет, на открытие ретроспективы «Кино идет на окраины» обозревателя газеты «Культура» подтягивается публика. Уютный малый зал центрального кинотеатра «Октябрь» радует прекрасной акустикой и проекцией, а главное — атмосферой. Оказывается, ранее побывавшие здесь московские киноведы успели завоевать внимание разновозрастной аудитории.
Рассказав о программе, интересуюсь: кто видел центральное полотно ретроспективы, «Калину красную»? Выясняется, немногим более половины, но имя режиссера известно всем. После просмотра вспоминаем Василия Макаровича, договариваемся продолжить общение на премьере документального фильма Нины Веселовой «Калина горькая».
Бегут дни, народ прибывает, прекрасно работает «сарафан». Особенной популярностью пользуются авангардные ленты — «Аэроград» Александра Довженко, «Первороссияне» Евгения Шифферса, «Окраина» Петра Луцика. И скромный фильм Веселовой зрители принимают сердечно.
Та же картина наблюдается в четырехстах километрах севернее. Три часа узкоколейка крадется вдоль Охотского моря, еще три плутает в таежном царстве: к путям подступают богатырские — до метра в диаметре — лопухи, полнотелые березки, раскидистые ели. Чаща заметно редеет и оборачивается перелесками: наступает тундра. Сходим в поселке Тымовское. Публика тут не столь искушенная, зато любопытная и благодарная. Многие приходят семьями, с детьми, для которых «прокудинское горе» становится первым в жизни откровением. Большое видится на расстоянии, и кажется, возрождение тымского кинотеатра, открытие первой киноплощадки в городе-порте Корсакове и создание киностудии на базе южно-сахалинской мастерской «Европеец-азиат» послужат опорами моста, соединяющего художников и зрителей. Сахалинцы настроены серьезно. Как и в годы советских строек, от экрана здесь ждут чуткости, искренности, правды.
Куратор образовательных программ Года российского кино на Сахалине Илья ШАМАЗОВ:
— Год стартовал у нас лишь в марте — со вступлением в должность областного министра культуры Алексея Самарина. Он с ходу предложил два любопытных проекта — детские экскурсии в кинозакулисье (в будки киномехаников и на съемочные площадки) и импровизированные съемки игровых короткометражек — молодежные «киноквесты». В остальном положился на южно-сахалинское «Кинодосуговое объединение», подарил нам инициативу.
Первым событием стал весенний визит звезд. Актер Андрей Мерзликин и режиссер Алексей Петрухин привезли островитянам «Училку» и «Зеленую карету». Районы чудесно принимали гостей — чтобы попасть на премьеру, люди приезжали за сто километров, залы были переполнены. После просмотра «Училки» педагоги и подростки наперебой благодарили, говорили: это фильм про нашу школу.
В мае торжественное открытие отремонтированного кинотеатра «Октябрь» украсили выступления Владимира Гостюхина, Бориса Галкина, Лизы Арзамасовой и премьера «Экипажа» Николая Лебедева. В июле документалист Ангелина Голикова, принимавшая участие в работе над «Кольцами мира», представила в трех городах олимпийскую фреску Сергея Мирошниченко. Она же возглавила десант юных кинематографистов в рамках акции «Кинопоезд. Сахалин» — это мероприятие стало важнейшим событием Года российского кино. Пять съемочных бригад из тринадцати «неигровиков» пустились в творческое путешествие по узкоколейке...
На деле участников акции было гораздо больше — десятки энтузиастов поддержали кинопроизводство на местах. Мы посетили Поронайский заповедник, буровую установку «Лебединская», бывшую столицу острова Александровск-Сахалинский, терриконы Углегорска, остров Тюлений у мыса Терпения. Пообщались с охотскими рыбаками-артельщиками. Удивительным образом прямо на глазах складывался коллективный портрет сахалинцев — шахтеров, рыбаков, охотников. Главное, жизнь островитян оказалась схвачена в ее естественном движении — как жизнь команды плывущего вдаль корабля. Премьера альманаха «Кинопоезд. Сахалин» намечена на день открытия фестиваля «Край света», 9 сентября. Это первый документальный фильм, снятый у нас за 60 лет, — после «Острова Сахалин» Эльдара Рязанова, повторная премьера которого, посвященная памяти мастера, прошла с большим успехом. Этот пример вдохновил меня на показы отечественной классики — «Броненосца «Потемкин», «Подвига разведчика», «Коммуниста»... Так родилась идея пригласить московских гостей.
Всего в рамках ретроспектив ведущих киноведов страны состоялась демонстрация более чем сорока классических лент, в том числе недавно найденных в «Госфильмофонде». Старший куратор архива, историк кино Петр Багров представил программу «Неканонические шедевры русского/советского кино». Показал восстановленную картину 1928 года «Мой сын» Евгения Червякова и любимых Сталиным «Летчиков» Юлия Райзмана. «Последний аттракцион» Преображенской и Правова и «Люди гибнут за металл» Волкова шли под аккомпанемент тапера — популярного сахалинского джазмена Владимира Киндинова.
Центральным событием ретроспективы научного сотрудника ВГИКа Николая Изволова «Кино на все времена» стал приключенческий боевик «Комендант птичьего острова» Василия Пронина, снимавшийся на охотских просторах в 39-м году. Демонстрация стала возможной благодаря поддержке «Госфильмофонда» и «Мосфильма», подаривших права на показы, и городских властей, сохранивших в федеральной собственности центральные кинотеатры Южно-Сахалинска. Сегодня конкуренцию «Октябрю» и «Комсомольцу» составляет лишь многозальник на окраине, но у нас неохотно ходят на голливудские аттракционы. Недавно в Долинске отменили сеансы «Черепашек-ниндзя» — никто не пришел. Люди хотят видеть хорошие русские киноленты, простые человеческие истории.
Я абсолютно уверен, российское кино должно быть идеологически правильным, морально и художественно выдержанным, в лучшем смысле слова — исторически значимым. Сегодня не все это понимают. Например, очень долго на сайте Года российского кино наши мероприятия были единственной региональной новостью. Мы предлагали людям ретроспективу отечественного кинематографа, показывали фильмы, связанные с Дальним Востоком. И, случалось, зал дружно ахал. В финале «Летчиков» вставшие на крыло сталинские соколы получали распределение, героя Бориса Щукина пытали:
— Что-то вроде Сахалина тебя устраивает?
— А солнце там есть?— Самое восходящее.
— А партия? А власть советская есть?— Есть!
— Еду! Пиши.