Ничего личного — только бизнес

Андрей ЩИГОЛЕВ

20.10.2012

18 октября в российский прокат выходит «Ограбление казино» — вторая работа австралийца Эндрю Доминика с участием Брэда Питта.

Матерый бандит на пенсии нанимает парочку отморозков, чтобы провернуть ограбление подпольного казино. Когда-то похожий трюк совершил сам организатор незаконных игр, мелкий криминальный авторитет Марки (Рэй Лиотта), и тогда это сошло ему с рук. Вся хитрость затеи заключается в том, что в организации нового налета — как бы глупо это ни казалось при здравом размышлении — заподозрят опять-таки Марки. Но общественному мнению здравый смысл вообще не свойственен. Ограбление совершено, казино прикрыто, серьезные дяди несут убытки.

Разбираться с виновными поручено заезжему «решателю» Джеки Когану (Брэд Питт). С нарушителями спокойствия он расправляется красиво и нежно. Отморозков отправляет на тот свет за совершенные преступления, а заодно и непричастный Марки становится жертвой показательной карательной акции. Кому какая разница, кто совершил налет: виновен тот, кого считают таковым.

«Убивая их нежно», переименованное для русского проката на коммерчески прямолинейное «Ограбление казино» — это экранизация рассказа Джорджа Хиггинса, большого специалиста по мелкобандитской тематике. Хиггинс — мастер безукоризненного диалога, чьими бестселлерами в 70-е зачитывались любители pulp fiction, в числе которых был, естественно, и всеядный Тарантино.

Разумеется, после каннской премьеры картину Эндрю Доминика тут же сравнили с «Бешеными псами» и лентами братьев Коэн. Здесь тот же едкий сплав иронии и меланхолии, разъедающий криминальный жанр. Налетчики выглядят круглыми идиотами, киллеры-алкоголики рассуждают о сложностях семейных отношений, а гангстеры сокращают расходы, ссылаясь на финансовый кризис.

Играя на территории Скорсезе, Доминик пародирует его эстетику — кажется, именно с этой целью здесь присутствует Рэй Лиотта, звезда «Славных парней». Но если Скорсезе при всей своей иронии живописал гангстерский мир с ностальгическим восторгом мальчишки, упивающегося лоском дорогих костюмов и зажигательной жестокостью брутальных парней, то в картине Доминика никакой ностальгии нет и в помине. А криминальный бизнес выглядит не более привлекательным, чем любой другой. Любитель кантри, усталый профи Коган, носящий старомодный кожаный пиджак и зачесывающий набриолиненные волосы назад — последний из могикан той эпохи, когда брутальные мужики красиво решали проблемы и получали за это нормальное «бабло». Нынче и народ измельчал, да кризис, опять же. Подтрунивая над классикой, Доминик в издевательской манере эстетизирует экранные разборки. Пуля медленно вылетает из ствола. Лениво, как во сне, передергивается затвор. Гильза, сделав в воздухе завораживающий кульбит, парит в невесомости. Брызги стекла и торжествующий всплеск кровавого фонтана...

Как говорит Доминик, любое гангстерское кино — про капитализм. Это единственный жанр, где главным побудительным мотивом являются деньги. А его «Ограбление казино» — это парафраз на тему Америки периода «новой надежды». На протяжении всего фильма сквозь изощренные диалоги усталых «бизнесменов» пробиваются сводки теленовостей времен последних президентских дней Джорджа Буша. Доводя даже до самого невнимательного зрителя хитрую мысль, которую отливает в емкий афоризм герой Брэда Питта: «Америка — это не страна. Это бизнес».

«Ограбление казино». США, 2012

Режиссер Эндрю Доминик

В ролях: Брэд Питт, Скут Макнэйри, Бен Мендельсон, Джеймс Гандольфини, Ричард Дженкинс, Рэй Лиотта, Сэм Шепард

В прокате с 18 октября