22.12.2015
В уходящем году состоялись премьеры 117 отечественных картин. Первое место по сборам заняла новогодняя сказка «Три богатыря: Ход конем» — продолжение франшизы посмотрели более четырех миллионов человек. Ближайшие конкуренты — «Духless 2», «Битва за Севастополь», «Батальонъ» — уступили ей двукратно и обозначили потолок сборов фильмов-реконструкций: около 500 миллионов рублей. Преодолеть планку способны лишь полижанровые фильмы-события.
Для того чтобы их пример стал другим наукой, необходимо расширить прокатную сеть. В уходящем году темпы роста упали, но на помощь прокатчикам пришло государство, выделившее 700 миллионов рублей на кинофикацию малых городов. В 2016-м регионы получат около полутора сотен площадок, затем еще 250. Минкульт готов субсидировать запуск новых залов и в миллионниках, что позволит нам дорасти до 4500 экранов и, по прогнозам, двукратно поднять сборы российских картин.
Едва ли в Год кино удастся совершить прорыв, но создать плацдарм вполне реально.
Продюсеры это понимают: мэйджоры вступили в открытую борьбу за семейную аудиторию и, не сговариваясь, превратили Год российского кино в парад анимационных премьер.
На экраны выйдет более дюжины сказок, каждая из которых вправе рассчитывать на коммерческий успех. Застрельщиком движения выступил Сергей Сельянов. Студия СТВ готовится покорить зрителей четырьмя блокбастерами: «Волки и овцы: б-е-е-е-зумное превращение», «Синдбад. Пираты семи штормов», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Три богатыря и Морской царь». Добавить новых красок в палитру российской анимации призваны «Гофман и тайна часовщика» Станислава Соколова, «Сергий Радонежский» Андрея Добрунова.
Обострится борьба среди игровых супертяжеловесов. В 2016-м на звание фильма-события претендуют восемь картин. Вне конкуренции — «Экипаж». Премьера 3D-блокбастера «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» (совместно с «Россия-1» и «Централ партнершип») состоится 14 апреля. Прокатная категория «6+» внушает доверие: Николай Лебедев («Легенда №17») снял героическую фреску о людях, которым покоряется небо.
Лето 2016-го смотрится слепым пятном (очевидно, прокатчики определятся с оглядкой на заокеанских друзей), а осенью начнутся маневры: на экраны выйдут «Ледокол» Николая Хомерики, «Время первых» Юрия Быкова, «Матильда» Алексея Учителя. Скорее всего, к ним присоединятся «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, «Салют-7» Клима Шипенко и «Дама Пик» Павла Лунгина. На зиму намечены премьеры 3D-фэнтези «Викинг» Андрея Кравчука и продолжение «Вия» — «Путешествие в Китай» Олега Степченко. Большинство осенних премьер основано на фактах новейшей истории. «Ледокол» расскажет о 133-дневном дрейфе затертого арктическими льдами «Михаила Громова», «Салют-7» прославит подвиг Джанибекова и Савиных, спасших в 1985 году вышедшую из строя космическую станцию. «Время первых» — история выхода Алексея Леонова в открытый космос... Подвигам Великой Отечественной посвящены «28 панфиловцев» Кима Дружинина и Андрея Шальопы и «Коридор бессмертия» Федора Попова.
В нынешнем году мы наконец-то отдохнем от былого обилия камеди-клабовского шутовства и мелодрам о духовных поисках креаклов. Огорчает, что этот спад совпал с дефицитом ярких авторских проектов. Уверенно чувствует себя лишь Юрий Арабов — в марте выйдет «Охрана» Александра Прошкина, представляющая светлую сторону провинциальной жизни (кромешной изнанке был посвящен «Орлеан»). Затем грядут «Монах и бес» Николая Досталя и режиссерский дебют самого Арабова — комедия «Охота на бизонов».
Тренды грядущего года перекинутся и на 2017-й. Завершатся съемки спортивной драмы Антона Мегердичева «Движение вверх» о победе российских баскетболистов на Мюнхенской олимпиаде (продюсеры — Никита Михалков и Леонид Верещагин). В соцветии анимационных хитов блеснут сельяновский «Садко», добруновский «Суворовъ». Будет экранизирован елизаровский «Библиотекарь» и пелевинский «Empire V». Под Новый год выйдут новые бекмамбетовские «Елки» и «Елки лохматые 2», а также очередная комедия Крыжовникова.
Тиражирование франшиз — неизбежная вещь. Внушает тревогу, что этой песне нет конца: потеснив «авторскую лавочку», киноиндустрия подменяет работу со смыслами производством аттракционов. В итоге крепнет ощущение, что российское кино кончается там, где дышат почва и судьба; нарастает ностальгия по настоящим фильмам, которые хочется вновь и вновь засматривать до дыр. Виден ли край перепроизводства лент-однодневок? Думаю, да. Кинокритики «Нью-Йорк таймс» назвали пятерку обязательных к просмотру премьер 2015 года. Среди них был упомянут и наш «Дурак». Разумеется, снимая плакатную ленту, Юрий Быков не рассчитывал найти понимание за океаном. А оказалось, вновь открыл интернациональный язык кино — язык боли за судьбу ближних.
Деньги — липкая субстанция, неотделимая от господствующей идеологии. В нашем случае — от фантазмов либерально-рыночной секты, за четверть века паразитического существования не подарившей экрану ни одного вменяемого образа и сюжета. Поняв, что с офшорной аристократией каши не сваришь, десятая муза повернулась лицом к массам, научилась рядиться в пестрые праздничные одежки, но унаследовала проклятие 90-х: шум вместо жизни, истерику под соусом роскоши, пошлость бессобытийного существования. Это касается не только картин о бывших «новых русских», которые, оказывается, тоже плачут — в «Духlessе» и «Саранче». Но прежде всего — блистательного отсутствия интереса к повседневной жизни.
Излюбленный сюжет коммерчески успешных поделок последних лет сводится к реинкарнации безликих парней в инородных телах. В уходящем году шалили «Призрак» Войтинского и пасынки «Родины» Буслова, в 2016-м попытать счастья вне себя предстоит праздному гуляке («Вакантна жизнь шеф-повара» Ильясова), далее отдуваться в теле младенца доверено менту — «Напарнику» Андрющенко.
Присматривать за инфантильным блудом, выдающим себя за остроумную жанровую работу, неловко. Будем надеяться, что в Год российского кино мастера экрана начнут жить собственной жизнью — поближе к родным и близким.
В преддверии Года кино «Культура» пообщалась с капитанами отрасли — генеральным директором «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» Леонидом Верещагиным, главой компании СТВ Сергеем Сельяновым и исполнительным директором «Фонда кино» Антоном Малышевым.
Леонид ВЕРЕЩАГИН:— Сейчас на «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» находятся в производстве две картины. «Экипаж» Николая Лебедева — не ремейк, как некоторые полагают, а совершенно самостоятельное произведение, отдельные эпизоды которого были вдохновлены знаменитым фильмом Александра Митты. В нашей картине мощный изобразительный ряд: именно такую задачу ставила перед собой «Студия ТРИТЭ» — былинный масштаб катастрофы должен быть подчеркнут яркими визуальными эффектами. Сейчас завершается монтажно-тонировочный период, создается компьютерная графика. Премьера запланирована на апрель.
«Движение вверх» — фильм о знаменитой победе советской баскетбольной сборной над командой США в финале мюнхенской Олимпиады 1972 года. Антону Мегердичеву сразу понравилась предложенная история. Она и в самом деле уникальна. В «Легенде №17» мы рассказали, как ранее выигрывавшая международные соревнования советская команда скрестила клюшки с канадскими профессионалами и вырвала первую победу в матчах Суперсерии.
В баскетбольном поединке с американцами подобный исход представлялся заранее невозможным. Однако легендарный тренер Владимир Кондрашин увидел, что его команда может обыграть американцев в их национальном виде спорта. Он поставил на победу все — пожертвовал карьерой, интересами семьи — и убедил, что наши ребята способны вырвать у соперников олимпийское «золото».
Мы пригласили в фильм молодых высоких артистов, на наш взгляд, обладающих драматическим талантом. Часть из них ориентируется в баскетболе, хорошо владеет мячом, их тренирует мастер спорта Александр Белов, сын знаменитого баскетболиста Сергея Белова... Сложно делать кино про яркую зрелищную игру. Но, уверен, режиссер, снявший вторую часть «Боя с тенью», «Темный мир» и «Метро», с этой задачей справится.
В Год российского кино желаю кинематографистам всех стран заниматься любимым делом. Браться только за то, что чувствуешь, говорить то, что хочешь сказать. Зрителям — приходить на русские фильмы. Отечественным картинам — собирать полные залы. Убежден, через какое-то время мы к этому придем.
Сергей СЕЛЬЯНОВ:
— На мой взгляд, для российского кино уходящий год был рабочим. Ни один фильм не попал в десятку кассовых рекордсменов, но мы сумели удержать планку зрительского интереса. В любой стране пользуются спросом 10–15 процентов национальных лент, остальные фильмы — американские, и мы — не исключение.
Кино сегодня — прежде всего развлечение. Серьезных, жизненных картин за год на экранах немного. Исключения лишь подтверждают правило, например, «Остров» Лунгина стал одним из чемпионов проката когда-то.
Есть только один тип серьезного и в то же время зрительского кино, который пользуется популярностью у зрителей, это фильмы, основанные на реальных событиях из жизни нашей страны, например, «Легенда № 17», «Битва за Севастополь», «Батальонъ», «Сталинград».
Для развития отрасли необходимо увеличивать количество зрелищных картин, а значит, и их господдержку. Творческие вузы следует ориентировать на образование режиссеров не только авторского, но и популярного кино. Индустрию способны возродить 50 сильных режиссеров- постановщиков — и мы упорно работаем в этом направлении… Но нельзя отказываться от собственного будущего, поэтому компания «СТВ» продолжит работу с дебютантами.
В 2016‑м выпускаем на экраны пять мультфильмов: «Иван Царевич и Серый волк-3», «Волки и овцы: Бе-е-е-езумное превращение», «Синдбад: Пираты семи штормов», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Три богатыря и Морской царь». Выйдут и игровые картины, прежде всего, экранизация драматичной и героической страницы в истории отечественной космонавтики — спасения 20-тонной станции «Салют-7». В киноальманах «Петербург-селфи» войдут четыре осенние и три зимние новеллы из жизни северной столицы, увиденные женщинами-режиссерами. В конце декабря продолжатся съемки китайской части продолжения «Вия», который мы делаем вместе с РФГ.
Антон МАЛЫШЕВ:
— Падение доходов населения отразилось и на прокате — особенно в регионах, куда некоторые отечественные фильмы просто не добрались. Сравнительно с прошлым годом доля посещаемости наших картин снизилась на полпроцента. В 2014-м такие ленты, как «Воин» и «Он — дракон», при прочих равных условиях могли бы собрать в два-три раза больше. Если тенденция сохранится, сложно будет говорить о рекордах, но разнообразие репертуара возрастет. Мы по-прежнему уверенно чувствуем себя в легких комедийных жанрах, хотя интерес к ним заметно падает. Напротив, входят в моду российские хорроры. Например, «Пиковая дама: Черный обряд» Святослава Подгаевского. Все больше выходит фильмов, снятых о человеке и для человека. Смотреть кино про мужиков в лосинах, которые спасают мир, скучно. Зрители ждут героев, чьи образы могут примерить на себя... Хорошую динамику развития демонстрирует региональное кино, прежде всего — якутское и бурятское. Без широкого проката «Решала 2» Романа Асхаева собрал 25 миллионов рублей.
Шутим, что по-настоящему Год российского кино начнется «Экипажем», а закончится «Викингом». С этими премьерами зритель точно не разминется. Из неожиданных претендентов на крупные сборы стоит упомянуть «Хардкор», спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым и снятый дебютантом Ильей Найшуллером.
Главным событием Года кино должно стать возрождение проката в малых городах. Сегодня 40 процентов граждан физически не могут пойти в кинотеатр — его просто нет. Мы уже получили больше тысячи заявок из регионов. Надеюсь, конкурсный отбор позволит выявить лучших, привлечь к работе опытный менеджмент действующих кинотеатров. Если программа кинофикации пройдет эффективно, на ее развитие будет дополнительно выделено около миллиарда рублей.