28.10.2015
По степени аварийности наша страна всегда была на неприятных лидирующих позициях. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что на российских дорогах на 100 000 человек приходится 18,9 смертей, тогда как на европейских — 9,3. Но и на этом фоне нынешний октябрь нам запомнится надолго — практически что ни день, то громкая авария. А то и несколько. В Ульяновской области водитель Chevrolet на огромной скорости въехал в кафе — погибли трое. На Садовом кольце устроили гонки Nissan и BMW. На скорости более 200 км/час один из водителей задел машину соперника, после чего оба автомобиля потеряли управление. Один вписался в фонарный столб, второй протаранил несколько машин. Оба водителя находятся в тяжелом состоянии. В Ангарске водитель Тoyota Land Cruiser выехал на «встречку», сбил опору светофора, повредил четыре автомобиля и насмерть раздавил женщину на тротуаре. Примеры можно продолжать. Их объединяет одно: все аварии совершены на запредельных скоростях. Статистика ГИБДД неумолима: «рекорды» растут. Если в начале лета «сверхскоростные» ДТП совершались на 160 км/час, то сейчас — уже на 200.
Однако самой резонансной стала история с «бриллиантовым мальчиком», как его уже окрестили с подачи официального представителя СКР Владимира Маркина. В ночь на 16 октября 18-летний студент МГИМО Томас Левиев, не имевший водительских прав, мчался на подаренном отцом Ferrari по Садовому кольцу со скоростью 200 км в час. На Крымском Валу не справился с управлением и, вылетев на «встречку», разбил две машины. Одна из них, а заодно и дорогущая Ferrari сгорели дотла. Участники ДТП угодили в больницу. Любопытно, что, по данным следствия, отец с охраной сопровождали юношу и летели следом на такой же скорости.
История о том, как приставленный к сынишке папин охранник надавал журналисту и едва не переехал пытавшегося с ним поговорить полицейского (напарник стража порядка вместо того, чтобы дать очередь по колесам наглеца, оторопело наблюдал со стороны), обошла все эфиры. Позже в отношении охранника все же возбудили уголовное дело. Досталось и молодому человеку: за вождение без прав его оштрафовали на целых 15 000 рублей. Это максимум, такие у нас законы. Владельцу же за то, что дал машину, присудили тридцатку. Для обладателей такой машины — суммы смехотворные.
— Может ли улучшиться показатель по дорожно-транспортным происшествиям, если единственным наказанием за управление автомобилем без водительского удостоверения по-прежнему будет штраф от 5 до 15 тысяч рублей? — возмутился Маркин. — Не пора ли управление автомобилем без водительского удостоверения приравнять к ношению оружия без соответствующего разрешения, за что, как известно, предусмотрено лишение свободы на срок до четырех лет.
О смехотворности наказаний разговоры ведутся давно. Но есть и другой вопрос. Где были дорожные полицейские, в чьи обязанности входит предотвращение подобных гонок? Где светофоры, камеры слежения? Я обратился с этим вопросом к сотруднику 6-го отдела дорожно-патрульной службы ГИБДД. Оказывается — внимание! — камеры технически не в состоянии считывать номера, если скорость автомобиля выше 170 км/час, огорошил меня офицер, попросив не указывать его имени.
— А при 200 км на видеорегистраторе вообще только мутное пятно, — продолжил он. — На Садовом кольце 13 светофоров, но на ночь они переключаются в режим желтого света. Что касается дорожно-патрульной службы, то ночью на Садовом дежурят только три наряда. Чтобы остановить автомобиль жезлом, нужно пересечь несколько полос. К этому времени нарушителя, который мчится под двести, уже и след простыл. Сообщаешь о нем другому наряду — лихач уже проскочил и его. Гнаться за ним? На «форде» за «феррари»? К тому же есть опасность создать аварийную ситуацию для других участников движения.
Впрочем, по словам собеседника, подобные случаи не так уж и часты. В целом водители стали более дисциплинированными, чем пять лет или даже три года назад. Нарушают в основном гости из южных регионов, в том числе и российских, да наши соотечественники, бывшие и нынешние, которые живут за границей и приезжают поотрываться. Они считают, что в России, если есть «лавэ», позволено все. К таким, похоже, и относятся Томас Леваев.
Жажда превосходства
Считается, что основные причины разнузданности на дорогах — сокращение числа инспекторов и отсутствие действенного механизма по взысканию штрафов. Однако эксперты видят еще одну — психологическую. Езда за рулем пробуждает в человеке первобытную грубость. Существует даже такое понятие: «дорожная ярость». Написана масса трудов на эту тему, в том числе и в России.
— Замечено, что как только человек садится в машину, он начинает материться наедине с самим собой, — рассказывает «Культуре» заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов. — Так ведут себя даже те, кто в обычных условиях не ругается. Тут он в изоляции и может позволить себе все, что угодно, не опасаясь, что его услышат и осудят. Такое поведение — индикатор наличия агрессии.
Провоцирует подобное состояние и чувство защищенности, которое дает автомобиль.
— Чем крупнее машина, тем неуязвимее ощущает себя водитель, — продолжает Ениколопов. — А если она дорогая, появляется еще и чувство превосходства над другими, следом — иллюзия вседозволенности. У людей с низким уровнем культуры в дорогих машинах рождается убеждение, что правила — не для них, а для быдла на «жигулях».
Комплекс этих ощущений делает водителя нетерпимым к окружающим. Его раздражает все. Водители, постовые. Даже нерасторопный пешеход воспринимается им как оскорбление. Отсюда такие длинные и нервные сигналы. А уже если кто-то обогнал его на более дешевой машине — это обида, которая не прощается. Он тут же давит на газ, чтобы подрезать «мерзавца».
Многих водителей доводят до ярости и бесконечные пробки. Злоба охватывает автомобилиста отнюдь не из-за того, что он опаздывает на работу. А от безысходности стояния в плотном ряду себе подобных. От невозможности на что-то повлиять, изменить.
Еще один источник ярости — необъективная оценка водителем собственных способностей: «все тупят, я один здесь ас». Научный факт: практически все исследования, проводившиеся в США, Европе и Новой Зеландии, сходятся в том, что большинство автомобилистов считают свои умения значительно превышающими средний уровень.
— Агрессии способствует и жажда превосходства, которую провоцирует реклама автомобилей, — говорит Ениколопов. — Посмотрите, сколько в слоганах презрения к окружающим и подобострастия к тому, кто сидит в престижной марке: «Порви пространство», «Будь выше», «Почувствуй разницу», «Управляй мечтой», «Превосходя ожидания», «Лучшее или ничего».
Однако в программе по снижению аварийности нет пункта об оздоровлении психологической ситуации на дорогах.
А еще виноваты градостроители.
— К скорости нас провоцируют широкие прямые улицы, — говорит «Культуре» руководитель проекта Probok.net Александр Шумский. — Есть где разогнаться. В Европе улочки узкие и гнать уже не получается. Поэтому волей-неволей приходится тащиться в общем потоке. Люди привыкают.
В большинстве европейских стран скорость в городах ограничена до 50 км в час, однако на трассах она существенно выше, чем в России. Например, на автобанах Германии скорость не ограничена. В Болгарии и Польше — до 140 км, в Венгрии, Дании, Италии и многих других странах — до 130 км. В России чуть ли не меньше всех — 110 км. Так что высокая скорость не является решающим показателем в безопасности движения. А что же является?
В недавнем докладе ВОЗ отмечается, что в странах с невысоким и средним уровнем дохода происходит 90 процентов случаев смерти в результате ДТП, при том, что на них приходится только 54 процента транспортных средств в мире. То есть там, где автомобиль не роскошь, не повод для хвастовства, а действительно лишь средство передвижения, за рулем никто особо не проявляет лихость. И еще на одну деталь обращает внимание Ениколопов.
— Детей в европейских странах чуть ли не в обязательном порядке загоняют в картинговые клубы, где позволяют им лихачить на закрытых площадках, — говорит психолог. — Оказалось, что молодые люди, посещавшие в детстве такие клубы, выросли более дисциплинированными водителями. Когда садились за руль, не стремились что-то доказать окружающим, поставить новый рекорд. Они этим уже переболели.
Так что все эти лихачества — отчасти детская болезнь. По мнению психолога, автомобильной России нужно дать немного времени — подрасти.
На лихачей — всем миром
Европейские и российские эксперты сходятся в том, что на Западе большую роль в наведении порядка на дорогах играют сами водители. Нарушителей ловят всем миром, а не только полицейские. Любой законопослушный водитель может с мобильного телефона сообщить о лихаче на дороге, и его, лихача, тут же задержит ближайший наряд. Там подобное содействие правоохранителям называют «соседским дозором». У нас — «стукачеством».
Но почему бы и нам не информировать патрульных о неадекватных водителях, которые вносят опасность в дорожное движение? Оказывается, в России уже работает служба, куда каждый водитель может заявить о нарушении и выложить видео со своего регистратора.
— Родоначальниками этой идеи были мы, — рассказывает «Культуре» лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — У ГИБДД в наличии чуть более двух тысяч камер, а у водителей их два миллиона. Поэтому борьба с лихачами могла бы стать продуктивной, если сочетать камеры водителей с видеорегистраторами ГАИ. Но, к своему удивлению, мы натолкнулись на жесткие бюрократические препоны. Ни один правонарушитель, на которого указали водители, не был привлечен к суду, не получил квитанцию со штрафом.
Чтобы заявить о лихаче в ГИБДД, требуется, кроме видео, написать заявление по форме: место и время фиксации нарушения, номер автомобиля нарушителя, а еще указать свои личные данные и многое другое, от чего желание быть добропорядочным гражданином притупляется. Но даже если и обойдешь все эти проволочки и твое письмо примут к рассмотрению, не факт, что нарушитель понесет заслуженное наказание.
— На самом деле таких заявлений поступает довольно много, — говорит мой собеседник, офицер ДПС ГИБДД, — но их практически не рассматривают. Ищут любой повод, чтобы отклонить. Поставил не там запятую и все! Заявившему отписывают, что заполнено не по форме. Посмотрите на страничку по приему заявлений — там куча оснований для отказа.
Однако замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин категорически с этим не согласен.
— Все работает! — заявил он «Культуре». — Есть очень активные граждане, и по их заявлениям мы вызывали нарушителей повестками. Если вину удавалось доказать, то и штрафы накладывали, и судебные решения выносились.
Но сколько было вынесено судебных решений по заявлениям водителей, где и когда они выносились и насколько серьезны, генерал ответить затруднился. А на вопрос, нельзя ли упростить процедуру заявок, чтобы было достаточно одного звонка с мобильного телефона, Кузин ответил, что тогда это будет «возвращением к 37-му году, когда любой человек мог написать анонимку на соседа».
Что касается неоспоримых, казалось бы, доказательств с видеорегистраторов водителей, то и тут не все гладко. Оказывается, используемые водителями приборы не относятся к категории специальных, они не проходили необходимую сертификацию и проверку.
Но при чем здесь сертификация, если на мониторе четко видно, как лихачи все более наглеют от безнаказанности? По большому счету, какая разница, откуда это видео? Не фотомонтаж ведь, в конце концов.
Между тем на федеральную программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» планировалось выделить 100 млрд рублей...
Виновниками аварий зачастую становятся не лихачи, а наоборот — водители-неумехи. «Почем права купил?» — говорят таким на дороге. Корреспондент «Культуры» задался вопросом: можно ли и сегодня приобрести водительское удостоверение без автошкол и ГИБДД? К сожалению, это не составляет труда.
Свои услуги в этом вопросе предлагают сотни сайтов. В анонсе самого, как мне показалось, солидного из них, «Русские права» (www.rus-prava.ru) довольно верно подмечено: «Зачастую сдать на права в стандартном порядке, без чьей-либо «помощи», становится неразрешимой задачей. Ни для кого не секрет, что выдача прав в ГИБДД давно поставлена на коммерческий поток. Если Вы даже ас (на сайте «асс») вождения и уверены в своих силах, это не дает гарантии успешной сдачи экзаменов». Цена — вполне по-божески, 20 000 рублей.
Звоню по одному из указанных телефонов. Процедура проста. Заполняю анкету с сайта, сканирую паспортные данные с регистрацией, помещаю фотографию, которую хочу видеть на водительском удостоверении. Все это отсылаю по указанному адресу, и через сутки мне на электронную почту придет фото моих водительских прав. Затем мне дадут еще сутки, чтобы я проверил, действительно ли документ занесен в базу ГИБДД. Проверить можно «через любого знакомого из ГИБДД, или, — со знанием дела рекомендует сайт, — на посту договориться за деньги».
После этого я должен перечислить деньги, и в тот же день ко мне пришлют курьера с правами в конвертике. «Будьте внимательны, — заботливо предупреждает сайт, — в интернете действует много мошенников».
Штука в том, что права у меня уже есть. Если эти люди реально имеют доступ к базам, они быстро это выяснят. Заполняю анкету, шлю по адресу и через несколько часов — звонок. Голос выражал крайнюю степень удивления:
— Зачем вы заказывали права, у вас же они есть!
Признаться, я даже растерялся, поскольку был уверен, что это обыкновенные мошенники, не связанные с ГИБДД.
— Потерял, — выдал заранее заготовленный ответ.
— Тогда восстановите в ГИБДД, — отрезал собеседник и бросил трубку.
После этого, сколько бы я ни звонил, отвечал автоответчик.
В ГИБДД, куда я обратился за комментариями, меня заверили, что их коллеги не имеют никакого отношения к тем дельцам.
— Это просто жулики, они вас разводят, — сказал мне официальный представитель Госавтоинспекции МВД России Антон Белан. — Вам надо обратиться в МВД, чтобы в отношении продавцов возбудили дело по статье «мошенничество».
Оказывается, руководству ГИБДД известно о сайтах, которые практически в открытую торгуют водительскими правами. Тогда почему же не предпринимаются меры по борьбе с этими ресурсами, которые еще и укореняют в обществе мнение о мздоимстве сотрудников ГИБДД: «Ни для кого не секрет, что выдача прав в ГИБДД давно поставлена на коммерческий поток». Мол, заплатите лучше нам, чем им.
— Все же знают, что это жулики, поэтому никто их услугами не пользуется, — спокойно ответил собеседник.
Неужели? Реальная ситуация на дорогах свидетельствует об обратном.
За рулем, значит вооружен
О том, что делать с нарушителями, в интервью «Культуре» рассказал один из основных разработчиков законов, касающихся безопасности на дорогах, — депутат Госдумы, председатель общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав ЛЫСАКОВ.
культура: Согласны ли Вы с тем, что вождение без прав нужно приравнять к незаконному ношению оружия?
Лысаков: Разумеется. Ведь транспортное средство так же, как и оружие, является средством повышенной опасности. И передача автомобиля лицу, не имеющему права управлять им, равносильна передаче оружия тому, кто не имеет права на его ношение. Ведь никакому здравомыслящему человеку не придет в голову одолжить свое личное оружие родственнику или знакомому. Так что не исключено, что мы будем рассматривать законопроект об уголовной ответственности для лиц, управляющих транспортным средством без прав.культура: Не слишком ли мягкое у нас наказание за ДТП со смертельным исходом?
Лысаков: Я так не считаю. Раньше за гибель двух и более лиц, если ДТП совершено в пьяном виде, у нас предусматривалось от условного наказания до 7 лет лишения свободы. А с 1 июля был исключен условный срок. Теперь за это преступление наказание начинается от 4 лет лишения свободы. Если водитель попадается инспектору в пьяном виде в первый раз, его ждет не только лишение прав от полутора до двух лет, но и штраф 30 000 рублей. За повторное задержание в нетрезвом виде в течение года наказание из административного превращается в уголовное. Водителю грозит: лишение прав на 3 года, штраф до 300 000 рублей и лишение свободы до двух лет. Сейчас все больше раздается голосов, чтобы приравнять езду в нетрезвом виде к умышленному убийству. Я не исключаю, что к такой поправке в закон мы вернемся. Но если человек трезвый, то ДТП с летальным исходом не может считаться предумышленным убийством. Можно наехать на людей из-за гололеда, неисправности автомобиля — это убийство по неосторожности.культура: В прошлом году Вы собирались принять закон против организаторов и участников ночных гонок, но потом вроде оставили их в покое.
Лысаков: Возможно, мы снова вернемся к вопросу об ужесточении наказания для стритрейсеров, о чем много дискуссировали в прошлом году. Я даже давал поручение рабочей группе при нашем комитете по конституционному законодательству и госстроительству проработать этот вопрос. Консультации с заинтересованными сторонами продолжаются, потому что проблема не решена — это очевидно. Молодые люди, устраивающие гонки по ночам из желания побить рекорд, несут опасность не меньшую, чем пьяные водители. Их следует наказывать не только большими штрафами — до 200 000 рублей, но и привлекать к уголовной ответственности. В качестве максимального наказания стоит предусмотреть как принудительные работы, так и реальный срок в колонии.