Куда уходит детство

Алексей КОЛЕНСКИЙ

11.10.2013

?е» по-британски.

Атлантическое побережье, графство Корнуолл. Семья праздных английских чудаков шумно отмечает Новый год с друзьями. В полночь все целуются. Партнерши не достается лишь 21-летнему оболтусу Тиму (Донал Глисон). Парень разочарован и праздником, и жизнью. Но утро вечера мудренее: отец (Билл Найи) открывает проспавшемуся наследнику семейную тайну — технологию путешествий во времени.

 Тиму достаточно влезть в первый попавшийся шкаф, прикрыть дверцы, зажмурить глаза, сконцентрироваться на воспоминании жизненного эпизода, который хотелось бы изменить... И он окажется в нужное время в нужном месте.

Сказано — сделано. Дела идут на лад. Тим экспериментирует, становится популярен у слабого пола. Но вот незадача — выясняется, никого невозможно влюбить в себя задним числом. Тим переезжает в Лондон, встречает девушку своей мечты — американку Мэри (Рэйчел Макадамс). Чувства взаимны, но постоянные вылазки в прошлое ставят под угрозу счастливый союз.

Оригинальное название «About time» уместно перевести дословно — «О времени». Под этой рубрикой сказочник Ричард Кёртис объединил все авторские достижения прошлых лет — романтику «Ноттинг-Хилла», разгул «Четырех свадеб и одних похорон», водевильную иронию «Дневника Бриджит Джонс» и опереточное очарование «Реальной любви». А заодно сформулировал кое-что существенное о времени.

Куда легче было бы «разобраться с будущим» по рецепту Земекиса — сделать вид, что смерти нет, и скатиться в аттракцион. Кёртис, напротив, обострил драматургию: научившись управлять собственным прошлым, Тим вступил в поединок с судьбой. И не достиг бессмертия: затеряться во времени невозможно, летальный исход неизбежен. Смерть — главный экзамен для тех, кто научился жить и любить. По мнению постоянного актера Кёртиса, экстравагантного Билла Найи, «совсем нелегко, но приятно — не попасть в плен прошлого, не страшиться будущего, жить настоящим. Наше время складывается из мгновений, которые мы делим с теми, кто нам дорог».

Если бы не выразительная иконография картины, эти простые истины растаяли бы в воздухе. Однако актеры показали класс. Донал Глисон (прибывший на съемки в образе Левина из «Анны Карениной» Джо Райта) перевоплотился из гадкого, зацикленного на бытовых неприятностях старообразного утенка в прекрасного лебедя и отличного семьянина. Неоднократно подрабатывавшая «Женой путешественника во времени» трехкратная участница схожих сюжетов («Полночь в Париже», «Дневник памяти»), Рэйчел Макадамс продемонстрировала, как из девчонок-зажигалок получаются примерные мамаши. Ричард Кёртис доказал: счастье есть. Его не может не быть. Главное — не расставаться с детством.