06.09.2019
80 лет назад, 4 сентября 1939-го, вышел первый после начала Второй мировой номер «Советского искусства».
О самой войне, тем более такой, которая принимала общепланетарные масштабы, читатели «СИ», разумеется, еще не догадывались, хотя на двух с половиной полосах (из четырех) были опубликованы хорошо известные нынешним историкам официальные материалы, в том числе «О ратификации Советско-германского договора о ненападении. Сообщение тов. Молотова на заседании Верховного Совета Союза ССР 31-го августа 1939 года», а также «Доклад Народного Комиссара Обороны СССР маршала Советского Союза тов. К. Е. Ворошилова о проекте закона о всеобщей воинской повинности».
Речь главы нашего МИДа перед депутатами содержит немало любопытного, аргументы в пользу подписания пакта отличаются четкостью и убедительностью, хотя некоторые соображения кажутся сегодня не вполне обычными. К примеру, такое: «Мы должны быть начеку в отношении тех, кто видит для себя выгоду в плохих отношениях между СССР и Германией, в их вражде между собою... нельзя пройти мимо таких фактов, что особым усердием в этом деле отличались в последнее время некоторые лидеры социалистических партий Франции и Англии. А эти господа действительно настолько засуетились, что лезут из кожи да и только... Эти люди требуют, чтобы СССР обязательно втянулся в войну на стороне Англии против Германии. Уж не с ума ли сошли эти зарвавшиеся поджигатели войны».
Что же касается предложенного наркомом обороны законопроекта, то он касался, по сути, предвоенной мобилизации.
Остальные полторы полосы газеты посвящались сугубо мирным темам: новому театральному сезону, предстоявшей поездке в США Эмиля Гилельса, Давида Ойстраха и других знаменитых музыкантов, всесоюзной спартакиаде работников искусств, программе Международного юношеского дня, который в те годы отмечали с размахом, ближайшим планам артистов. Например, популярнейшая «девушка с характером» Валентина Серова сказала, что намерена попробовать себя в образах Джульетты и Ларисы из «Бесприданницы»: «Обе эти роли привлекают меня не только своим содержанием, но и тем, что... это не совсем моя «прямая работа». Многое нужно в себе преодолеть, многое найти, чтобы расширить свой актерский диапазон».