На уровень выше

Александр АНДРЮХИН

03.08.2017

В России продолжается реформа местного самоуправления. Поселения вливают в городские округа, сокращается количество чиновников на местах и усиливается влияние региональной власти. Изменения происходят по всей стране, и не все эксперты согласны с тем, что людям становится легче. Так, Фонд «Институт экономики города» на основании собственного исследования утверждает, что укрупнение значительно затруднит жителям доступ к услугам — за ними придется ездить за десятки километров. 

Проблемой обеспокоилась и Общественная палата. Что станет с объектами культуры — музеями, клубами, библиотеками? Будут ли они открыты по-прежнему, дофинансированы или просто упразднятся за ненадобностью?

С этим вопросом мы обратились в Институт экономики города.

— Можно сразу сказать, что все учреждения при слиянии поселений в единые городские округа останутся на своих местах, — полагает гендиректор организации Александр Пузанов. — Во всяком случае, первоначально. Есть несколько вариантов развития событий. Скажем, некоторые не смогут рассчитывать на такое пристальное внимание — лица, принимающие решения, будут находиться далеко: следовательно, проблемы клубов и поселковых библиотек чиновникам станут не видны. Поэтому значительно увеличивается вероятность того, что мелкие объекты культуры, которые более-менее неплохо существовали при органах местного самоуправления, в скором времени попадут под закрытие.

Хотя, по словам Пузанова, при укрупнении муниципальных образований, возможно, финансирование некоторых небольших учреждений может и улучшиться, ведь освободится значительная часть средств, которые шли на содержание управленческого аппарата. Таков второй вариант развития событий.

— У нас, в рабочем поселке Карсун Ульяновской области, проживает восемь тысяч человек, — рассказывает замдиректора карсунского Дома культуры Ольга Аргентова. — Из них пятьсот посещают ДК. Это шестнадцатая часть населения. Люди занимаются танцами, хоровым пением, играют в любительских спектаклях. Действуют кружки — литературный, художественный, исторический, краеведческий, и куча чего еще. Лично я руковожу народным театром. Когда мы выходим с премьерой, в зале не бывает свободных мест. А куда еще людям пойти? Если танцевальная группа дает очередной концерт, на него приезжают даже бабушки из заброшенных деревень. Зал забивается под завязку, и сцену всю заваливают цветами. Кроме этого, в ДК открыт оздоровительный центр — есть современный спортивный зал, фитнес, новейшие тренажеры. Наш дом культуры — муниципальный. Он принадлежит администрации Карсунского района Ульяновской области. Худо-бедно, но финансируется. Во всяком случае, на зарплату работникам деньги всегда находят. Однако средства на ремонт здания из местного бюджета выкроить уже проблематично. Наш директор не один год пытается выбить финансы из области. Представляете, если наш ДК закроют по причине аварийного состояния? Жизнь в Карсуне остановится!

Впрочем, Аргентова не допускает мысли, что дом культуры упразднят после преобразования органов местного самоуправления. 

А в Самарской области, где уже давно проведена реформа и некоторые муниципалитеты успешно влились в городские округа, никаких тревог по поводу нехватки финансирования объектов культуры никто не испытывает. Не закрылось ни единой библиотеки даже в самом глухом поселке, дома культуры понемногу реставрируются. Но и те объекты, которые по-прежнему находятся на балансе органов местного самоуправления, чувствуют себя неплохо, и их сотрудники далеки от дурных предчувствий.

Если регион практически весь преобразован в округа, то в городе еще жива система муниципалитетов. В частности, знаменитая Самарская публичная библиотека относится к администрации района. 

— Пусть так случится, что наше учреждение из муниципалитета передадут в округ, не думаю, что его тут же начнут банкротить, чтобы закрыть из экономии, — считает юрист учреждения Ксения Попова. — Во-первых, это одна из самых старых библиотек города. Известно, что она еще в 1882–1896 годах располагалась в доме купца Христензена на улице Дворянской. Во-вторых, среди читальных заведений — одна из самых посещаемых в Самаре. К нам приходит много студентов, школьников и пенсионеров. Читальный зал, в котором 70 мест, практически всегда заполнен, независимо от того, выходной это или будний день. Есть две музейные комнаты, одна купеческая, другая ленинская. Экскурсии в них проходят ежедневно. Основная аудитория, конечно, учащиеся и студенты, интересуется бытом конца XIX — начала XX века. 

С муниципальным начальством нет никаких разногласий — ни творческих, ни финансовых. Мы выполняем их требования по мероприятиям, экскурсиям, лекциям — они исполняют обязательства по финансированию. Если произойдет территориальное укрупнение, не думаю, что у нас появится непонимание с окружным руководством. Самара одна из первых начала реформу по укрупнению управленческих образований, и финансовые вливания в объекты культуры только увеличились. Так что никакого пессимизма мы не испытываем.

К сожалению, до перемен дожили не все. Некоторые учреждения, находившиеся на балансе органов местного самоуправления, от нехватки средств на содержание передавались в частные руки и закрылись. В Новгородской области прекратил существование уникальный музей «История курорта», который принадлежал санаторию «Курорт «Старая Русса». Санаторий был государственным, затем перешел в подчинение органов местного самоуправления, после чего нехватка денег привела к поиску частных учредителей. В результате заведение превратилось в акционерное общество. 

— Музей закрылся два года назад после того, как в санатории поменялся собственник, — пояснил «Культуре» директор Дома-музея Достоевского Наталья Костина. — Видимо, новый хозяин посчитал, что содержать музей нецелесообразно. И это печально. Были завидные, очень богатые фонды. Ведь история нашего города — это и есть история курорта. Старая Русса — одна из старейших здравниц центральной России. Нашему дому-музею в этом плане повезло. Шестнадцать лет назад Новгородский музей, а мы являемся его филиалом, перешел под федеральное управление. С тех пор материальные проблемы прекратились. Сейчас у нас центральное финансирование. Более того, недавно мы выиграли грант 600 тысяч долларов и теперь создаем литературный музей «Братьев Карамазовых».

По мнению Костиной, укрупнение муниципальных образований благоприятно скажется на островках культуры, а некоторые, возможно, спасет от забвения. Местные органы зачастую не придают большого значения подведомственным учреждениям. Малое видится на расстоянии.

Все опрошенные нами специалисты говорят об одном: с доступностью учреждений культуры, несмотря на изменения, все будет по-прежнему. 

Эту благостную картину может испортить лишь одна, но довольно существенная «ложка дегтя». Если зарплаты в регионах не станут расти, рано или поздно библиотечные и музейные залы опустеют сами собой. Укрупнение муниципалитетов, конечно, призвано перераспределить финансовые потоки, но на голодный желудок наслаждаться прекрасным трудно. А для немногочисленных туристов могут работать не все учреждения культуры. Им нужна своя, местная, аудитория, и хорошо, когда не вся она состоит из людей пенсионного возраста.


Иллюстрация на анонсе: Виталий Подвицкий