28.07.2019
«Самый громкий голос»
Режиссеры: Кари Скогланд, Джереми Подесва, Стивен Фрирз В ролях: Рассел Кроу, Сиенна Миллер, Сет Макфарлейн, Аннабелль Уоллис, Наоми Уоттс, Саймон Макберни, Алекса Палладино, Джош Стэмберг, Маккензи Эстин, Люси Оуэн Премьера 30 июня |
Зрители встретили «Голос» весьма благосклонно. Его рейтинг на IMDb после выхода третьей серии составил 7.6 из 10, индекс Metacritic — 61 из 100. До «Игры престолов», конечно, ленте далеко (фэнтези-сага получила 9.4 и 82, соответственно), но для шоу, «основанного на реальных событиях», это очень хороший результат. Критики, напротив, восприняли сериал неоднозначно. Так, журнал Time назвал его «шекспировской драмой», а издание The New York Magazine — «поверхностным изложением событий без объяснения их глубинных причин». Верны, пожалуй, обе оценки. Зритель прекрасно знает, какую историю ему будут рассказывать. Историю об «абсолютном зле». И в этом заключается поверхностность «Голоса». Драма же состоит в том, что изображаемое «зло» воспринимается половиной Америки как луч надежды.
Ведь, начиная с 1990-х, практически вся дорогая продукция Голливуда является политически окрашенной. К 2010-м годам все значимые ленты в том или ином виде содержали пропаганду либеральных идей и продвигали лидеров Демпартии. Церемонии вручения кинопремий уподобились партийным съездам. Все новшества толерантности тут же внедрялись «фабрикой грез».
Затем произошло еще два события. Во-первых, чрезвычайно развилась индустрия телесериалов. Некогда презренный жанр вдруг оказался высоким искусством. Во-вторых, 45-м президентом США стал Дональд Трамп. Либералы поняли, что могут проиграть войну. И тогда из кино начал исчезать даже самый примитивный эзопов язык. Врагов решили обличать открыто. Одним из образчиков новейшего телепродукта и является мини-сериал «Самый громкий голос».
О том, насколько большие надежды возлагались на данный проект, говорит актерский состав. Айлза играет Рассел Кроу в килограммах силиконового обвеса и грима для превращения в толстяка Роджера. В ленте заняты Наоми Уоттс, Сет Макфарлейн, Аннабелль Уоллис, Сиенна Миллер и многие другие заслуженные и восходящие звезды. Снят сериал превосходно. На глазах изумленного зрителя драматический байопик становится почти триллером с детективным подтекстом, сатира перемешана с трагедией, а политическая драма постоянно балансирует на грани памфлета, сохраняя при этом претензию на почти документальную достоверность. Каждая серия — отдельная история, в которой разбираются различные аспекты «тлетворного влияния» Fox News.
События развиваются по нарастающей. В первой серии Айлз «продает» Руперту Мердоку свою идею «канала для консерваторов». Во второй — играет на чувствах американцев после 11 сентября и чуть ли не в одиночку развязывает войну в Ираке. В третьей — сопротивляется избранию Обамы, называя того социалистом и намекая на его мусульманское происхождение. В четвертой — окончательно превращает Fox в фабрику «фейк ньюс» с подробным описанием соответствующей технологии…
То, что всё это делает один человек, конечно, служит художественным приемом, но в нем-то и кроется суть. Киношный Айлз олицетворяет то, чем пытаются выставить консервативную Америку либеральные продюсеры Голливуда. Роджер держит в сексуальном рабстве своих ассистенток, защищает лояльный ему мужской прайд, мучается от простатита, страдает паранойей, превращает телевидение в политическое оружие и поощряет низменные инстинкты необразованной и дурно одетой провинции.
Уже в конце третьей серии главный герой произносит в Огайо речь, которая списана с выступлений Трампа. Там даже звучит лозунг «Сделаем Америку снова великой!». Всё идет к «катастрофе» ноября 2016-го. Начинается и заканчивается сериал сценой смерти Айлза в 2017 году. Он умирает, лежит на полу, словно пустая оболочка, из которой вылупилось вскормленное ей чудовище.
Основной посыл картины прост и безжалостен. Весь «этот ваш консерватизм» — не что иное, как сплошной расизм и сексуальное хищничество белых жирных гетеросексуальных мужланов и потакающих им изнеженных белых самок, стремящихся руководить прислугой в глубинке образца первого «Рэмбо». Это они развязали войны на Ближнем Востоке, разделили нацию и превратили медиа в пародию на газету «Правда».
Тем не менее, всё это — провал Голливуда. Во-первых, картинка получилась чуть более достоверной, чем авторам, возможно, хотелось. Либеральные критики ругают сериал за то, что сторонники Трампа будут смотреть многие фрагменты с искренним сочувствием к герою Рассела Кроу. Кроме того, никуда не деться от того факта, что Айлз, как написало левое издание Slate, «в конце концов победил», причем по делу. Он просто оказался сильней.
Во-вторых, американский зритель, наблюдавший за метаморфозами массмедиа в 2015–19 гг., прекрасно понимает, что сказанное создателями «Голоса» о Fox, в равной степени справедливо и по отношению к CNN, MSNBC и т. д. Данные СМИ аналогично «создают новости», передергивают факты и поощряют инстинкты толпы в лице ультралевого флешмоба. Они такие же расисты и сексисты (только ненавидят другие цвет кожи и пол). И грязи в их тусовке никак не меньше. После замены имен и лозунгов сериал становится разоблачением уже либеральных медиа.
И тогда сквозь толщу идеологической ненависти и изящной кинематографической оболочки внимательный зритель видит истинное чувство авторов сериала. Это страх. Почти животный ужас. «Чудовища» в лице консервативных «жирных котов» и работяг из глубинки побеждают, а либеральная тусовка стоит на краю пропасти. «Голос» — ее громкий вопль отчаяния, не вызывающий у половины мира никакого сочувствия.