11.07.2019
Французские романисты Буало-Нарсежак, классики детектива и, безусловно, изобретатели его новой разновидности плодотворно рассуждали о внутреннем запросе многочисленных фанатов жанра: «С одной стороны, они ждут, надеются и требуют от автора концовки, которая полностью изменила бы весь логический ход повествования. Однако, с другой стороны, желают, чтобы концовка, хотя и была бы удивительна, даже невероятна, в то же время оставалась правдоподобной, почти обыденной. Иными словами, читатели желают, чтобы даже с раскрытой тайной роман сохранил ту поэтическую ауру, которой он был обязан именно этой своей тайне. В общем, они требуют, чтобы все менялось и одновременно оставалось таким же, как и раньше».
Действительно, качество детективной или околодетективной истории определяется тем, насколько удается гармонизировать уникальное в своей непредсказуемости отклонение от нормы и насквозь прозрачную, всем и каждому понятную повседневность. Создатели «Ловушки...» замаскировали то ли детективом, то ли триллером так называемый матримониальный сюжет, в просторечии «а девушка созрела», «у вас товар, а у нас купец». Универсальная повседневность в фильме, таким образом, доминирует, даже и обязательная «поэтическая аура» в конечном счете обеспечивается здесь не таинственным преступлением, а прямой отсылкой к «Алым парусам» Александра Грина, которые в финале становятся залогом счастливого будущего брачующихся: великой шахматистки Марии и шахматиста-разрядника, но главным образом следователя Василия (Михаил Гудошников). У нас неплохо получаются «ироничные» детективы, но как только предпринимаются попытки напугать или хотя бы удивить всерьез, конструкция непременно кренится в сторону заурядности и предсказуемости. Неужели постсоветская буржуазность, которая сама по себе должна была продуцировать ненормативное и штучное, то есть «интересное», поддельна? «Ловушка для королевы» даже названием сориентирована на давнюю, тоже французскую, классическую вещицу, что до сюжета — удручает малая вариативность. Ругались на проклятый «совок», дескать, там не позволяла интересно жить тотальная коммунистическая унификация. Но отчего же не состоялось «пространство многих вариантов» в теперешней развлекательной продукции? «Ловушка для королевы» — идеальный продукт для того, чтобы в этом разобраться.
В основе фильма лежат не модные приемы нового времени, а весьма архаичные фольклорные мотивы, едва лишь переиначенные. Уже в первой серии вспоминаешь «Золушку» и весь куст сопутствующих сюжетов. Остро, даже гротескно сыгранный Александром Дьяченко отчим Кирилл — один в один мачеха из сказки. Желая обеспечить себе пожизненный комфорт, бывший десантник целенаправленно и агрессивно блокирует брачные игры падчерицы, вынуждая ее трудиться в поте лица. Для Марии это не работа в хлеву и у печи, а неустанный разбор шахматных позиций, но ролевая расстановка от этого не меняется. Вдобавок отчим когда-то запретил видеться с Машей ее биологическому отцу Платону (Андрей Ташков) и держит в ежовых рукавицах родную мать девушки Зинаиду (Ксения Лаврова-Глинка). Этот человек дрессирует слишком умную падчерицу в своих интересах: шахматные турниры приносят хороший доход, а большую часть денег вечно жалующийся на «неблагодарную дочку» Кирилл припрятывает втайне от жены в личную кубышку.
Маша, хотя и гений комбинаторики, в житейских делах разбирается плохо: до последнего называет оголтелого и по сути враждебного к ней отчима «папой». При этом она определенно не «девушка», ибо без паники идет на спонтанный сексуальный контакт, как и все, неплохо шарит в интернете и не раз бывала за границей. С чего вдруг такая наивность? Психика чемпионки мира разорвана, да попросту немыслима. Собственно, никакой целостной «психики» здесь нет. Повторимся: нашей современницей объявлен персонаж допсихологической эпохи, героиня воистину сказочная. Движущей силой всякого осмысленного детектива и даже криминального боевика является возможность осознанного выбора для протагониста. На первый взгляд, Марии подобная возможность предоставляется дважды: выбрать между «папашами», Кириллом и Платоном, а позже между женихами — уже упомянутым Василием и возникшим из ниоткуда во второй половине сериала лощеным банкиром Иваном (Петр Романов), который на поверку окажется пасынком Платона. Однако на деле ни одного самостоятельного решения героиня не принимает, ибо сама структура сюжета предписывает отбраковку воистину «ужасных» Кирилла с Иваном.
Другая провальная стратегия «Ловушки...» — мотив центрального преступления. В здоровом буржуазном сюжете таковым становится нездоровая, но реалистичная и, главное, предельно конкретная, попросту осязаемая категория: жажда денег или мстительность. Но здесь весь сыр-бор начинается из-за того, что воистину выдающийся ученый Платон, получается, передавший свои аналитические таланты Марии на генном уровне, работая в одиночку в некоем подземном бункере, изобрел диковинный аккумулятор, который в случае промышленного внедрения принесет обладателю патента многомиллионный барыш. Как ехидно говорилось в одном легендарном советском мультфильме, «ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники»: аккумулятор этот в пространстве сюжета неосязаем и неконвертируем, однако же и коварный пасынок Иван, и отмороженный бандит Арамов (Михаил Богдасаров) сметают все на своем пути, лишь бы добыть блокнотик, в котором изобретатель предметно свою конструкцию описал. Идут на убийство Платона, на причинение тяжкого вреда здоровью еще одному школьному другу Марии по имени Федор (Константин Гапонов), взявшемуся по мере сил помогать шахматистке в расследовании обстоятельств гибели ее отца. Наконец, устраивают долгую канитель с ухаживаниям. Иван рассчитывает, что понять, куда Платон припрятал блокнотик, сможет только его гениальная кровиночка.
Вся криминально-детективная линия начинает рушиться, перестает быть мало-мальски интересной, как только становится понятно, что предмет поиска, «гениальное изобретение», всего лишь аккумулятор для гаджетов. Преступники таким образом превращаются в наивных дураков, а «гениальный ученый» в сумасшедшего профессора из пародийных западных картин. Зритель же окончательно перестает понимать, зачем каналу «Россия» понадобилось сдобрить столь любимый аудиторией сюжет «многострадальное счастливое замужество» порцией неумелых детективных ходов.
Обращает на себя внимание еще и следующее обстоятельство: носители гиперинтеллекта Платон и его дочь Мария целенаправленно подаются в качестве одиночек. До конца непонятно — это частная предрасположенность создателей фильма или же здесь ненароком схвачено некое общественное умонастроение. Вопреки всякой логике, даже и житейской, обывательской, чемпионка мира по шахматам дана в полном отрыве от какого бы то ни было коллектива. Но ведь очевидно, что в смысле повседневных взаимодействий спортсмены такого уровня связаны с соответствующими федерациями как национального, так и мирового масштаба, гораздо больше, чем с семьей. Их занятия, на интенсивности которых в фильме настаивает отчим Кирилл, непременно проходят в активном взаимодействии с квалифицированными тренерами-помощниками и уж точно не в уединенной спальне загородного особняка. Ровно то же самое с выдающимся ученым Платоном Щербинским, который и химичит, и живет здесь в одиночку. Странно, что при этом ему воздвигнут остроумно механизированный посмертный монумент, в глубинах которого как раз и припрятана записная книжка с описанием заветного аккумулятора. Кто же постарался? Кто, в конце концов, контролировал сооружение хитроумного устройства сразу после смерти скрытного одинокого профессора?! Миф о гении-одиночке рушится, таким образом, самими же авторами.
Мария получает от биологического отца, Платона, некий символический капитал, ведь именно расследование обстоятельств его гибели привело к тому, что навязчивый отчим отчалил, родная мама заново дочку возлюбила и наверняка станет хорошей нянькой будущим внукам, а друг детства Василий доказал во время следствия свою неизменную преданность гениальной молодой женщине. Совет, как говорится, да любовь. Вдобавок Василий прижучил и посадил давнего своего противника — бандита Арамова, а «плохой», пускай приемный, сын Платона Иван лишний раз оттенил, насколько же выгодно и практично быть «хорошей девочкой». «Ловушка для королевы» предъявляет заоблачно высокий стиль упрощения действительности: все в этом лучшем из миров сошлось к лучшему, даже мертвый отец пошел в дело — послужил радикальному улучшению наличной ситуации. Все бы ничего, но неумелые игры с жанровыми стандартами и по-своему священной категорией «тайна» оставляют тяжелое послевкусие. Вместо поэтической ауры — гнетущее ощущение, что прекрасный и яростный, тревожный и опасный, загадочный и непредсказуемый мир элементарно оболган. И, кстати, этому ощущению способствует то обстоятельство, что речь персонажей переозвучена излишне механистично. Отсутствие достоверных эмоций и нюансов в сюжете и соответственно в изображении попытались компенсировать за счет последующей чрезмерной голосовой подачи. В случае откровенно гротесковых героев, вроде Кирилла, это смешит, но пережим на территории любви и приключений выглядит, точнее, слышится как спекуляция.