В столичных театрах проводят сборы трупп и объявляют планы.
«Мастерская Петра Фоменко» встречает юбилейный — двадцатый — сезон в трауре. Сбор труппы проводили директор театра Андрей Воробьев с режиссерами Евгением Каменьковичем и Иваном Поповски. Глава московского Департамента культуры Сергей Капков заявил: «Мы не торопим в этой ситуации ни труппу театра, ни всех ее сотрудников с решением о назначении художественного руководителя. Мы объявили мораторий на обсуждение этой темы». Департамент готов назначить на пост худрука любого выдвинутого театром кандидата, когда труппа сама будет к этому готова. На сохранение архива Петра Наумовича Фоменко будут выделены средства, уже сейчас многие издательства предлагают выпустить книги, посвященные мастеру.
Здесь часто звучали слова «сберечь», «продолжить». Этот сезон «Мастерская...» проведет с оглядкой, стараясь максимально сохранить репертуар и зрительское внимание.
Режиссеры театра отказались подробно рассказывать о своих творческих планах, пока со смерти Фоменко не прошло сорок дней. Театр готовит четыре профессиональных и две учебных работы, все они были благословлены Петром Наумовичем. Уже на следующей неделе состоится первая премьера сезона — «Дар» по роману Набокова в постановке Каменьковича, где одну из главных ролей исполнит Полина Кутепова. Хореограф Олег Глушков представит дебютный спектакль под рабочим названием «Моряки и шлюхи», где объединит разные поколения «фоменок». Учебные работы, одобренные к постановке, — спектакль по рассказам Бунина и «Египетская марка» по Мандельштаму.
Сбор труппы в МХТ имени Чехова прошел празднично. «Прошлый сезон был активным, хорошим, серьезным. Девять спектаклей — больше никто так в Москве не может. Или не хочет», — объявил под радостные аплодисменты коллег Олег Табаков.
Помимо уже анонсированных премьер, сцену увидят «Новые страдания юного В.» Василия Бархатова по пьесе Ульриха Пленцдорфа, спектакль Михаила Миронова «Свободная пара» по пьесе Дарио Фо. Весной на малой сцене театра Адриан Джорджия представит зрителям пьесу американского драматурга Ани Бейкер со сложным названием «Зеркальная трансформация по кругу». Марат Гацалов готовит «Сказку» — спектакль по произведениям Петра Луцика и Алексея Саморядова.
115-й сезон Художественного театра богат на юбилеи. Празднуется не только 150-летие Станиславского, но и 85-летие Олега Ефремова. Памятный вечер состоится 30 сентября. Однако сезон будет посвящен Станиславскому. Театр планирует установить памятник своему отцу-основателю. Как отметил худрук, юбилеем надо воспользоваться хитро и «чуть поправить несправедливость исторического свойства», посвятив монумент обоим основателям театра. Проект пока существует только в уме, однако имя скульптора известно — им станет Алексей Морозов. По словам Табакова, памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко будет представлять собой трехметровую глыбу мрамора, из которой с одной стороны выходят основатели театра, а с другой — Мельпомена и Талия. Расположен он будет в Камергерском, на одной оси с памятником Чехова — так, чтобы основатели театра оглядывались на классика. Как всегда, МХТ ожидают гастроли: на очереди Уфа, Екатеринбург, Пермь, Череповец, а также Казахстан, Испания и далекая Колумбия.
Театру имени Вахтангова тоже есть чем похвастаться: по итогам прошлого сезона он стал самым посещаемым в Москве. Несмотря на хорошие новости, художественный руководитель Римас Туминас объявил, что сезон начинается тяжело: на сборе труппы по болезни не смогли присутствовать Владимир Этуш и Галина Коновалова.
В этом году вахтанговцы покажут несколько новых спектаклей. Уже 7 сентября состоится премьерный показ «Обычного дела» Владимира Иванова по пьесе Рэя Куни. Роли исполнят Алексей Гуськов, Лидия Вележева, Мария Аронова. В планах Туминаса — к концу января 2013-го осуществить постановку пушкинского «Евгения Онегина». После режиссер возьмется за подготовку международного проекта «Улыбнись нам, Господи»!» по Григорию Кановичу. Комедию Шеридана «Школа злословия» в марте выпустит Григорий Дитятковский. Луиджи Пиранделло в этом сезоне — автор особенно популярный. По его пьесе «Это так, если вам так кажется» поставит спектакль Адольф Шапиро, а «Шесть персонажей в поисках автора» станут дебютной постановкой первой вахтанговской студии, которая приступает к работе уже 7 сентября. Малая сцена готовится принять две премьеры: «Главу вторую» Михаила Цитриняка по Нилу Саймону и гоголевскую «Женитьбу» Сергея Кутасова.
Павел Сафонов планирует поздравить Владимира Этуша с 90-летним юбилеем постановкой «Ромула Великого» Фридриха Дюрренматта. В честь 95-летия Юрия Любимова 30 сентября будет исполнен спектакль «Бесы». А Юрия Яковлева труппа уже поздравила — всенародно любимый артист празднует 60-летие службы в театре.
Поступают все новые гастрольные предложения. Вахтанговцы надеются на успех «Дяди Вани» в Лондоне. «Анну Каренину» в рамках фестиваля «Золотая маска» повезут в Таллин и Сургут, а «Маскарад» отправится в Афины.
В МТЮЗе минувший сезон был не слишком плодотворным: свет увидели только две новые постановки. Главный режиссер Генриетта Яновская призналась, что работать мешал затянувшийся вопрос о реконструкции театра. Сейчас речь идет только о капитальном ремонте, хотя руководство не теряет надежды расширить площадь и обустроить малую сцену во дворе здания. Зато наступающий театральный год обещает быть продуктивным. Уже осенью ожидаются две постановки молодых режиссеров с курса Леонида Хейфеца: «Лейтенант с острова Инишмор» Александра Суворова по пьесе Мартина Макдонаха и спектакль Павла Артемьева по мотивам Хармса.
Кама Гинкас вынашивает три идеи, которые готов воплотить в наступающем сезоне. На очереди пронзительная пьеса Адама Раппа «Ноктюрн», «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова и «Время Франсуа Вийона» современного драматурга Юрия Клавдиева.
Постановку для юных зрителей по пьесе Ульриха Хуба «У ковчега в восемь» подготовит Генриетта Яновская. Кроме того, она планирует продолжить работу над спектаклем «Место на карте Родины».
В ближайших планах МТЮЗа — организовать творческие встречи со зрителями в фойе. Первый такой вечер пройдет уже в октябре и будет посвящен выходу книги знаменитого сценографа Сергея Бархина.