14.07.2023
В начале нулевых, когда фестивальное движение охватило мир, Сезоны придумала команда Госконцерта под руководством Аллы Немодрук. О жюри и наградах решили не задумываться, конкуренцию исключили, просто оглянулись по сторонам и увидели толпы туристов, соотечественников и иностранцев, которые, отметившись у главных достопримечательностей столицы: Красной площади, Кремля, Третьяковки, — с радостью бы добавили к привычному набору и просмотр балета, но — увы — в июле московские труппы разъезжались по гастролям, а потом отправлялись отдыхать после напряженного театрального сезона.
Проект задумали как долгосрочный и просветительский, рассчитанный прежде всего на широкую зрительскую аудиторию разных возрастов, образования, вкусов. На старте к сотрудничеству приглашали небольшие частные московские танцевальные коллективы, не имевшие собственной сцены, созданные в расчете на гастрольную жизнь, — и они работали с благодарностью и отдачей. Когда проект стал известен и популярен, начали принимать гостей из государственных театров Москвы и российских регионов; заезжали и иностранцы.
Местом проведения балетных сезонов выбрали Российский академический молодежный театр, по соседству с Большим — на Театральной площади. В РАМТе живут легенды двух веков, их добрые тени, похоже, поддерживают заложенные на этих подмостках традиции. Одна из них — открывать каждые Летние балетные сезоны великим образцом наследия — «Лебединым озером», во многом определившим развитие балета XX столетия. Ставку делали на то, что проверено временем, — на классический репертуар. По спектаклям, заявленным в афишах проекта, можно изучать историю балета: романтическая старина, академическая классика эпохи Мариуса Петипа, шедевры советского периода. Иногда на Сезоны залетали экзотические птички: восемь лет назад, например, показали брутальное «Лебединое озеро» Раду Поклитару — без пуантов, фуэте и нежностей; в 2017 году итальянская балетная труппа Compagnia Nazionale под руководством хореографа Луиджи Мартелетта представила неоклассическое видение балета «Лебединое озеро». Такие яркие и редкие отступления от генеральной программы добавляют фестивалю обаяния.
Нынешние XXII Летние балетные сезоны впечатляют размахом: за 60 дней 79 показов 17 знаменитых спектаклей. Зрители увидят четыре версии романтической «Жизели» и столько же эталонной «Спящей красавицы», которую называют «энциклопедией классического танца»; по три трактовки «Лебединого озера», «Дон Кихота», «Ромео и Джульетты». Сверять разные редакции, постигать стиль каждой труппы, чувствовать ее живое дыхание и считывать подтексты — радость для балетоманов. Все спектакли идут в сопровождении оркестра, созданного для участия в проекте еще в 2002 году.
Балетный марафон 2023-го в первый день июля открывали дебютанты проекта — Чувашский государственный театр оперы и балета, в родных Чебоксарах его все чаще называют «Волга Опера». Художественный руководитель балетной труппы Данил Салимбаев считает, что для артистов, да и для всех участников гастролей, прикосновение к балетной жизни столицы — вызов и большая радость:
— Для нас приглашение оказалось неожиданным, мы получили его в середине апреля, когда находились на гастролях на Урале. Оставалось мало времени, чтобы определить программу, отрепетировать спектакли, но отказываться от такого лестного предложения, конечно, даже не думали. Для труппы, а она у нас небольшая, около 50 человек, подготовка и выступления стали таким серьезным стресс-тестом. Мы приняли вызов, и уверен, что он положительно повлияет на всех артистов: они приобрели немалый опыт, встретились с испытанием, собрались и с честью его прошли. Они молодцы, хотя первый спектакль волновались, открывать фестиваль в столице — очень ответственно, — рассказал он «Культуре».
Устраивать встречи с неизвестными коллективами — одна из характерных особенностей Сезонов. В 2014-м проект открыл московской публике балет Марийской академической оперы имени Эрика Сапаева, которая сразила роскошью оформления и немало удивила высоким уровнем исполнения. Встреча со столичным зрителем на Сезонах оказалась удачной, и уже нынешней весной молодой и азартный балет из Йошкар-Олы впервые выступил на Исторической сцене Большого театра.
Вторым дебютантом нынешних Летних балетных сезонов стал Театр классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева. Коллектив показал своего оригинального самобытного и многолюдного «Спартака», разделившего мнения профессионалов на две точки зрения, впереди — проверенное временем «Сотворение мира» — этот балет, рожденный более полувека назад, полюбили во многих странах. Вспомним, что первым Адамом в танцевальной трактовке библейского мифа стал Михаил Барышников.
После пятилетнего перерыва на гастроли в Москву приедет Воронежский государственный театр оперы и балета — единственный балетный коллектив в Черноземье, визитная карточка крупного региона. О нем «Культура» расскажет на следующей неделе. Воронежцы привезут четыре спектакля, из них два — детских: «Чиполлино» и «Продавец игрушек».
Тему спектаклей для юных подхватит Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, хотя собственно детских спектаклей коллектива на Сезонах не предвидится. Труппа, чья Большая сцена закрыта на реконструкцию, представит программу одноактных балетов из наследия «Русских сезонов» Сергея Дягилева: «Шопениану», «Шахерезаду», «Половецкие пляски» и полнометражные постановки классики. Удивляться не стоит — театр не играет со своими зрителями в поддавки, воспитывает их на образцах большого стиля.
Две частные труппы — Русский классический театр балета под руководством Валентина Грищенко и Национальный классический балет под руководством Анны Нехлюдовой — благодаря Летним балетным сезонам хорошо известны завсегдатаям фестиваля. Эти коллективы — постоянные участники проекта, предлагающие вниманию публики свои красочные прочтения легендарных балетов. Труппа Валентина Грищенко также станцует хореодраму «Бахчисарайский фонтан», а коллектив Анны Нехлюдовой разыграет бурную историю «Эсмеральды» и трагическую «Баядерку» об истинной силе отчаянной любви.
Фотографии предоставлены пресс-службой РАМТа.