Премьера в Нур-Султане: национальный эпос «Алпамыс» к юбилею независимости Казахстана

Александр МАТУСЕВИЧ, Нур-Султан

09.12.2021

Премьера в Нур-Султане: национальный эпос «Алпамыс» к юбилею независимости Казахстана

Театр «Астана-опера» представил премьеру национального эпоса «Алпамыс» советского классика Еркегали Рахмадиева: жемчужина казахской оперы впервые была поставлена в Нур-Султане (ранее город Астана).

Весь декабрь Казахстан празднует тридцатилетие независимости — торжества растянулись на весь последний зимний месяц. Первого декабря отметили День первого президента республики. Кульминация торжеств придется на середину месяца — независимость была провозглашена 16 декабря 1991 года, уже после Беловежского роспуска Советского Союза.

Казахстан был последней республикой СССР, скорее не желавшей, но вынужденной сделать такой шаг: изначально он не стремился к выходу из Союза и дольше всех ратовал за сохранение единого государства в обновленном виде. А позже идеи евразийской реинтеграции исходили во многом именно отсюда. В этом сказывалась и мудрость Нурсултана Назарбаева, и насущная необходимость: на момент распада СССР казахов и русских в республике было поровну (по 40 процентов), Казахская ССР была регионом с самым низким показателем титульной нации, интернационализм являлся насущной идеей для ее жителей, крупные диаспоры были у украинцев, немцев, татар, узбеков, белорусов, корейцев, поляков, уйгуров, азербайджанцев.

Но хотя и сегодня республику не назовешь моноэтнической, всё казахское теперь — в приоритете: язык, культура, традиции, обычаи, герои, символы. Нашло отражение стремление к утверждению собственной идентичности и в области музыкального театра. В трех казахстанских оперных театрах (в нынешней столице Нур-Султане, в бывшей столице — Алма-Ате, а также в третьем по величине городе Шымкенте) в последние годы все чаще ставят казахские национальные оперы. И нельзя сказать, что выбор беден и приходится «выкручиваться» и искусственно раздувать тему. В советские годы в Казахстане была создана первоклассная композиторская школа, давшая немало талантливых сочинений, соединивших своеобразный казахский фольклор и европейскую музыкальную культуру.

Именно из этих богатейших «запасников» достали подарок к юбилею независимости: столичный театр «Астана-опера» приготовил премьеру оперы «Алпамыс» классика казахской музыки Еркегали Рахмадиева. Ее мировая премьера прошла почти полвека назад — в Алма-Ате в 1974-м, за пределами Казахстана «Алпамыса» играли в Баку в 2013-м. У народного артиста СССР Рахмадиева, помимо «Алпамыса», еще пять опер на разные темы, но основная линия в творчестве — казахский эпос, легендарное прошлое родного народа, где причудливо переплетены историческая память казахов и их психология, менталитет, вера в справедливость, торжество добра и светлого начала в человеке.

Таков и «Алпамыс». Либретто Каукена Кенжетаева синтезировало десятки эпических преданий о казахском народном герое: было отобрано самое существенное, важное, что содействовало бы раскрытию многогранного образа главного героя — личности сильной и цельной. Алпамыс защищает родную землю и народ от несправедливостей жестокого правителя Тайшик-хана, спасает свою возлюбленную Гульбаршин, оказывается плененным хитрой ведьмой Мыстан, опутавшей героя эротическими чарами, но с помощью простого пастушка Кейкуата вырывается из заточения и вновь возглавляет народную борьбу за счастье и справедливость.

«События глубокой старины во все времена несли в себе самые высокие идеалы – защиты отечества, борьбы за мир и счастье народа. Мне хотелось изобразить и передать в музыке не только богатырскую мощь главного героя, но и великую, неиссякаемую силу всего народа, создать большое героико-эпическое полотно», — писал композитор в далеком 1974-м.

Безусловно, ему это удалось. Музыка оперы мелодически богата, оркестровка поражает роскошью тембров и изобретательностью, убедительна музыкальная драматургия опуса, отличающегося цельностью и монолитностью формы. Автор умело пользуется принципом контраста, перемежая лирические и драматические страницы: протяжные плачи и лихие пляски, красивейшие хоры и выразительные — что в речитативах, что в законченных номерах ариозного типа — вокальные партии, экзотично звучащие на казахском языке. Мастерство композитора — самого высокого уровня, базирующееся на фундаменте европейской/русской/советской школы, — показывает оригинальное музыкальное мышление степняков, и в результате получается удивительный симбиоз: колоритный, захватывающий и зрелый по форме и языку рассказ о легендарном Востоке. Народная музыка использована Рахмадиевым и напрямую: дважды на сцену выходит сказитель-акын Жырау (в исполнении Ерлана Рыскали) и в сопровождении домбры импровизирует под одобрительные крики из зала. Стихия народного ритуала вторгается таким образом в академическую среду оперы, но воспринимается очень органично.

Воплотить на сцене новую версию национальной оперы позвали маститого режиссера из Северной столицы России. Основатель и многолетний худрук «Санктъ-Петербургъ Оперы» Юрий Александров создавал оперный театр и в новой казахстанской столице. Его постановки присутствовали в афише и предшественника «Астана-оперы» — Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой. С казахской оперой он также работает уже не впервые.

И на этот раз Александров с блеском передает эпический масштаб произведения, укрупняя образы, делая уместные обобщения, придавая им архитипические черты (например, образ Матери-Земли). Реалистическое в основе, кажущееся историческим действо вместе с тем наполнено и поэтическим звучанием, детально проработанные актерские образы соседствуют с умилительными развлекательными моментами – пастушок Кейкуат выходит на сцену с живым козленком, резвое блеяние которого вторит фразам его арии. Сценография Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова (казахстанские художники уже известны в Москве благодаря недавней постановке израильской оперы «Альфа и Омега» в «Геликоне») выразительна, особенно запоминаются красочные, стилизованные под седую старину костюмы и имитирующее юрты кочевников легкое, словно присборенное гигантское покрывало, нависающее над сценой. С помощью видеоарта (Серджио Металли) и света (Ирина Вторникова) перед зрителем появляется то пожарище войны, то роскошь ханского дворца, то магические знаки ведьмы (например, гигантская извивающаяся змея). Добавляет эффектности к яркому зрелищу первоклассный балет (балетмейстеры Галия Бурибаева и Турсынбек Нуркалиев).

Густонаселенную оперу прекрасно поют молодые и маститые солисты оперы – голоса яркие, сочные, звучные: роскошные баритоны Ержан Саипов и Расул Жармагамбетов (Алпамыс), нежные лирические сопрано Айгуль Ниязова и Жамиля Джаркимбаева (Гульбаршин), величественное меццо Татьяна Вицинская (Мать-Земля), мощные басы Жанат Шыбыкбаев и Шынгыс Расылхан (Тайшик-хан), харизматичные драмсопрано Бибигуль Жанузак и Гульжанат Сапакова (Мыстан), звонкие тенора Алихан Зейнолла и Аблай Бекен (Кейкуат)... Стройное и монолитное пение хора (хормейстер Ержан Даутов) и качественное, выразительное звучание оркестра обеспечивал маэстро Абзал Мухитдин, добившийся сквозного развития и цельности опуса, исполненного благодаря этому увлекательно и на огромном подъеме.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного театра оперы и балета «Астана-опера».