Заслуженный артист России Игорь Колб: «На «Тавриде.АРТ» мне помогают лидерские качества Анны Павловой»

Елена ФЕДОРЕНКО

06.09.2021

Заслуженный артист России Игорь Колб: «На «Тавриде.АРТ» мне помогают лидерские качества Анны Павловой»

11 сентября на фестивале «Таврида.АРТ», который пройдет в Крыму в бухте Капсель, состоится гала-концерт, посвященный 140-летнему юбилею легендарной русской балерины Анны Павловой. Публика увидит фрагменты балетов и номера из репертуара великой танцовщицы.

На фестивале креативных лидеров «Таврида.АРТ» уже открыты арт-кварталы по самым разным направлениям, среди них музыка и танцы, изобразительное искусство и театр, кино и медиа. Вечер в честь Анны Павловой — одна из фестивальных кульминаций. Художественный руководитель гала — премьер Мариинского театра Игорь Колб, заслуженный артист России, лауреат международного балетного конкурса Vaganova-Prix. Идеальный балетный принц, педагог, автор и постановщик разных проектов рассказал «Культуре» о готовящемся концерте, объяснил, почему искусство Павловой современно, представил участников вечера, а также ответил на вопросы о своей педагогической работе, в том числе в образовательном центре «Сириус», и признался в горячей любви к Великому Новгороду.

— Как вы попали на фестиваль «Таврида.АРТ»?

— Как и все другие участники, на конкурсной основе — сейчас во всем мире выбор происходит по этой системе. Мы предложили наш проект, и он заинтересовал.

— Фестиваль направлен на поддержку креативных лидеров и новаторских идей, а вы готовите вечер-посвящение балерине, которая начинала свой творческий путь более века назад. Нет ли в этом противоречия?

— Нам показался этот гала своевременным и актуальным. Анна Павлова — яркий пример новатора, она поставила рекорд, хоть это спортивное выражение, по количеству гастролей, их число впечатляет и сегодня. Исколесила весь мир — более сорока стран, пропагандируя русское искусство и прежде всего русский балет, символом которого она была и остается. Павлова открывала новое, расширяла возможности танца, утверждала смелые идеи — все это роднит великую балерину и фестиваль «Таврида.АРТ», который ищет таланты и создает условия для реализации необычных задумок.

— Чем вам дорога Анна Павлова?

— Еще при жизни балерины ее имя стало легендарным. Ей подражали, ею восторгались, в ее честь короли устраивали приемы, а кондитеры изобретали десерты. Мне лично Павлова дорога тем, что не побоялась оказаться вне каких-либо рамок. Она не ставила никогда и никаких ограничений для себя, не стеснялась выступать на подмостках, не рассчитанных на танец, даже на цирковых аренах. Она могла выходить на сцену по несколько раз в день, и ее ничто не страшило —  она шла вперед. И нет, пожалуй, других танцовщиков, кто бы это делал настолько смело и бесстрашно. Она сама сочиняла для себя номера, организовывала свои поездки и туры, ей поклонялись монархи, Чарли Чаплин собирался, но так и не решился сделать ей предложение, а она всю жизнь любила своего мужа. Но это я уже отвлекся от темы. Анна Павлова близка мне по духу как человек и художник, который не жалуется на обстоятельства, а находит время и силы для движения вперед.

— Когда мы говорим о Павловой, то в памяти всплывают романтические образы из «Жизели», «Шопенианы», «Лебединого озера»…

— И, конечно, «Умирающий лебедь». Эту визитную карточку балерины мы знаем лучше остальных. Иногда на концертах и конкурсах танцовщицы исполняют «Русскую». О том, что существуют ее миниатюры — «Стрекоза», «Ундина», «Ночь», — известно гораздо меньше. Они очень редко встречаются со зрителями. Мы объединили их в одном программном вечере, и его тематическая направленность для меня чрезвычайно важна. Зрители получат уникальную возможность взглянуть на шедевры гениальной балерины.

— Вы сами станцуете на вечере?

— В гала приму участие не только как худрук, но и как танцовщик. С прекрасной прима-балериной Мариинского театра Оксаной Скорик исполню фрагмент из балета «Шехеразада». Его более ста лет назад поставил Михаил Фокин, чьей музой была Анна Павлова. Для меня важно еще одно созвучие — партию раба на премьере исполнял великий Вацлав Нижинский.

— Представьте тех, кто выйдет на крымские подмостки.

— Команда, а для меня всеобщая подготовка обязательна и ценна, сложилась замечательная. В ее составе солисты Мариинки Екатерина Осмолкина и Максим Зюзин, мастера Большого — Кристина Кретова и Игорь Цвирко, Михайловский театр представляют Ирина Перрен и Марат Шемиунов.

На фестивале «Таврида.АРТ» я ранее не бывал, да и Крым помню только по далекому детству — еду в неизвестность с дорогой мне идеей мемориального вечера. Помогает Анна Павлова, вдохновляют ее лидерские качества — она не была защищена коллективом, не была привязана к местам и организациям. Сейчас же мы все принадлежим каким-то театрам.

— Вы  Мариинскому?

— Служу в Мариинском уже 25 сезонов и понимаю, что если бы я не выходил за пределы театра, то, наверное, уже давным-давно заскучал и не смог бы реализовать себя как педагог, да и как артист, в полную силу. Все-таки театр — это определенные рамки и системная жизнь. Репетиции, премьеры, спектакли —  все отлажено и скоординировано. Самостоятельный проект — совсем иное: его нужно придумать, собрать единомышленников, зажечь их общим смыслом, найти время для подготовки и реализовать задуманное.

— Участие в «Тавриде.АРТ» продиктовано желанием проверить свои менеджерские способности?

— Я не впервые занимаюсь организацией фестивалей и концертов и даже являюсь руководителем продюсерского агентства «Открытое искусство». Мы проводили детский фестиваль в Великом Новгороде, осуществили несколько проектов «Dance. Dance. Dance». Один из них — программа «Solo» при участии премьеров Большого и Мариинского театров.

Коли мы заговорили про менеджмент, то скажу, что в этом году я поступил в магистратуру МГУ по специальности «Менеджмент в культуре». Мне захотелось свой практический опыт подкрепить знаниями и точным пониманием, куда двигаться дальше. «Таврида.АРТ» в этом смысле для меня еще и важный момент вспомогательной практики.

— Будет ли гала транслироваться в онлайн-формате?

— Гала, как и другие ключевые события фестиваля, в онлайн можно будет увидеть из любой точки мира: трансляции в режиме реального времени будут доступны в социальных сетях арт-кластера «Таврида».

— В образовательном центре «Сириус», созданном по инициативе президента Российской Федерации в Сочи, вы частый гость. Нынешний год не стал исключением?

— На протяжении шести лет каждое лето приезжаю в «Сириус» на проектные смены благодаря приглашению замечательной балерины Светланы Захаровой. Каждый раз придумываю новый формат — только что завершился проект «Чайковский па». Цель работы «Сириуса» — открытие, развитие, поддержка талантливых детей — во всех видах творческой деятельности. В Сочи приезжают лучшие ученики практически всех хореографических вузов — Московской академии хореографии, Академии русского балета имени Агриппины Вагановой, Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, в этом году своих воспитанников прислали балетные школы Красноярска и Улан-Удэ. Все занимаются в мастер-классах, получают знания по истории балета, музыкальной литературе, современному танцу. Мне хочется, чтобы сегодняшние школьники понимали, что их ждет через год-два, когда они получат дипломы артистов балета.

Каждая смена выдерживает определенную тематику. Была форма постановочного процесса, и тогда мы выпустили одноактный балет «Лебедь», в котором заняли всех участников программы по хореографическому искусству — более 120 человек. Нынешняя проектная смена представила гала «Чайковский па», танцевали только под музыку Петра Ильича. Танцевали все приехавшие, мы объединяли в номерах воспитанников разных школ, и не случайно — «Сириус» настроен на человеческое общение и обмен профессиональным опытом. Дети уезжают счастливыми, и по опыту предшествующих лет знаю, что их дружба продолжается и во взрослой жизни.

— Ваше отношение к формату гала?

— Не могу сказать однозначно, положительное или отрицательное, — все зависит от качества. Концерт без общей канвы, с нарезкой номеров — тех, что нравятся самим исполнителям, не привлекает. Мне важна внутренняя сюжетная линия. В «Чайковском па» — музыка композитора, в павловском вечере — личность балерины.

— Как складывается ваша педагогическая практика в Петербургской консерватории, где вы ведете дисциплину «Искусство репетитора», и в Академии танца Эйфмана?

— В Академии Бориса Эйфмана мой класс ушел в самостоятельную жизнь. Это был первый выпуск в истории школы. 12 прекрасных, талантливых ребят теперь артисты театров — Мариинского, Михайловского, имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Балета Москва». Трех воспитанников пригласил в свою труппу Борис Яковлевич, один вернулся к себе на родину, во Львов, и это было его решение, двое пополнили Театр музыкальной комедии в Петербурге. Считаю это успехом, первый выпуск выдержал высокую планку. Я же решился на изменения — свою деятельность в Академии завершаю. Совмещать оказалось тяжело. Со мной остаются театр, из которого я не ухожу, уже получил расписание на будущий сезон, чему был приятно удивлен, и Консерватория, где мой педагогический стаж — шесть лет.

В какой-то момент понял: что-то должно уйти для того, чтобы я мог сделать следующий шаг. Достаточно трудно идти по нескольким дорогам одновременно и оставаться честным с самим собой. Если одна дверь не закроется, то другая никогда не распахнется. Академия Эйфмана дала мне определенный опыт и стала ступенью, трамплином к поступлению в МГУ.

— Какой у вас, образцового принца, сейчас репертуар в Мариинке?

— Три года назад я благополучно расстался с классическими принцами и перешел на актерские партии второго плана. Странно, но оказалось, что я не знаю спектаклей. Когда танцуешь принца Дезире, то не соприкасаешься с феей Карабос — моей теперешней героиней. Открыл для себя иные стороны балетов, в которых участвовал как главный герой. Наверное, эта полоса пришла для того, чтобы понять спектакли с точки зрения персонажей, в которых заложена интрига всего действия. Если бы не было Карабос, то не уснула бы Аврора и не появился бы Дезире. Завязывает интригу и плетет ее Спальник в «Коньке-Горбунке» Алексея Ратманского. Колдунья Мэдж в «Сильфиде» поразила феерией красок и возможностей, тем более что я никогда не танцевал Джеймса. Когда вышел на сцену в роли Ганса в «Жизели», то понял, как много оказывается можно было сделать в партии Альберта. Для меня открылся другой мир и иначе зазвучали знакомые сценические произведения.

— Ваша любовь — Великий Новгород. Как сложились отношения с этим городом?

— Чуть более десяти лет назад я ездил с семьей к себе на родину, в небольшой белорусский город Пинск. Нет уже ни бабушек-дедушек, ни родителей, но мне хотелось, чтобы сын увидел место, где я родился, и знал, откуда идет его фамилия. После этой поездки потянуло на путешествия. Каждые выходные мы начали ездить по пригородам, забираясь все дальше и дальше. Когда выпало несколько свободных дней, отправились в сторону Великого Новгорода, застряли там на пару дней, потом доехали до Пскова. Родилась мысль, которая меня не покидала, о том, что я оставил в Великом Новгороде что-то важное, и именно там это важное должно произойти. Через несколько месяцев мы купили участок земли на берегу Волхова, неподалеку от руин Муравьевских казарм, и построили дом, в котором с тех пор я провожу все свободное время. Сначала получал удовольствие от полной тишины, природы, покоя, отдыхал от суеты Петербурга и все эти годы думал, что должен что-то сделать в Великом Новгороде. Несколько раз мы с «Открытым искусством» привозили спектакли, показывали их в филармонии. Потом возникла идея детского фестиваля — выиграли президентский грант и в прошлом январе его провели. Сейчас готовим второй фестиваль, в программе объединяем разные направления — живопись и танец, музыку и вокал. Не замыкаться только на хореографии — принципиальная позиция.

В 20 км от нашего дома — деревня Селище, где родился Сергей Павлович Дягилев. Узнал об этом совершенно случайно: проезжая мимо, увидел мемориальную доску. Понял, что я попал в то место, где мне будет хорошо. На новгородской земле меня все вдохновляет и захватывает. Я вообще человек интереса, мне сложно себя заставить делать что-то против воли, с прицелом конъюнктуры. Не заинтересован сам — не увлечешь других и ничего не получится. Моя любовь к новгородской земле горяча, и хочется быть ей полезным. Надеюсь, что многое впереди. 

Фотографии предоставлены продюсерским агентством «Открытое искусство». Автор фото на анонсе  Марк Олич.