27.07.2021
Проект «Опера – всем», который является детищем художественного руководителя «Мюзик-Холла» Фабио Мастранджело и Юлии Стрижак, уже называют «русским Зальцбургом» и сравнивают с «Ареной ди Верона». Но создатели фестиваля уверены: их дело – абсолютно оригинальное начинание. Ведь это история не про деньги, а про чистое искусство: вход на все представления «Оперы – всем» был бесплатным абсолютно для всех в течение всех десяти лет. Так будет и в этот раз, но уже в масштабах всей страны: трансляцию всех четырех спектаклей этого года проведут портал «Культура.РФ», социальные сети и телеканалы. Юлия Стрижак убеждена, что зрители не будут разочарованы, а волшебство оперного искусства преодолеет все ограничения:
— За десять лет существования «Оперы – всем» мы дали 36 постановок в самых знаковых местах Санкт-Петербурга. Нашему пути, может, нет аналогов в мире. Вначале предполагали, как все, взять одну площадку и на ней показать оперные спектакли под открытым небом. Конечно, в первую очередь мы остановили выбор на Петропавловской крепости, которая идеально подходит для таких мероприятий. Но после задумались – а как же Елагин остров, Царское Село, Александровский парк, Исаакиевская площадь и другие локации, которые известны всей России? В результате остановились на концепции, когда каждый год показывались бы четыре представления в самых красивых местах города, в обрамлении величественных архитектурных ансамблей.
Со временем у нас появились любимые площадки. Всегда присутствует в нашем расписании Соборная площадь Петропавловской крепости. Наш фестиваль традиционно начинается здесь, в самом сердце города, 12 июля, в день святых равноапостольных Петра и Павла. Только в этом году мы сдвинули открытие «Оперы – всем». Нам не захотелось идти параллельно с Евро-2020: была надежда, что этот чемпионат окажется для России более ярким событием, чем оказалось. Из-за проведения военно-морского парада поменялась и площадка спектакля-открытия: 28 июля ею станет Елагин остров, также один из наших фаворитов. Здесь фестиваль показывает традиционно постановки, сюжет которых тесно связан с природой. В этом году это «Искатели жемчуга», а в прошлом - «Русалка» Даргомыжского.
Если вернуться к тому, как все начиналось – конечно, мы волновались. У нас были единомышленники в правительстве города и комитете по культуре, которые как-то почувствовали эту идею, она была им симпатична. Но сомнений было больше. Нас спрашивали: а есть ли такое большое количество любителей оперы? Придут ли люди? Сколько? На кого вы рассчитываете? Хоть пятьсот зрителей будет? Я смело говорила – полторы тысячи. Может, две. Но когда мы сыграли первый спектакль - «Жизнь за царя» Глинки в Петропавловской крепости в 2011 году – к нам сразу пришло около семи тысяч зрителей. Стало очевидно, что людям этот формат интересен. На этом же фестивале была сыграна «Иоланта» во дворе Михайловского замка. В полиции нам сказали, что максимально мы можем рассчитывать на четыре тысячи человек, после чего доступ на площадку будет перекрыт. Мы висели у них на локте и просили, чтобы пропустили хотя бы пять тысяч посетителей. Так и получилось – после достижения этого количества зрителей стали закрывать ворота. Конечно, это был самый страшный спектакль в нашей жизни. Он уже начался, а люди висели на воротах и кричали «Даешь оперу!», возмущались, что она вовсе не для всех: публика пришла, но попасть внутрь смогли не все. И мы поняли, что никакие ограниченные пространства нам не подходят, только открытые. Сколько бы ни пришло людей, все они должны более-менее комфортно разместиться и получить свое право насладиться оперным пением под открытым небом. В результате мы расширили поиски локаций и были в самых разных местах: в Гатчине ставили «Тангейзера», «Фауста» на Исаакиевской площади и «Риголетто» в пространстве улицы Зодчего Росси, где задником спектакля стал фасад Александринки.
— Спрос на общедоступную оперу в Санкт-Петербурге намного превысил предложение. Каков был рекорд?
— В допандемийном 2019 году мы давали «Севильского цирюльника» в Царском Селе. По сводкам ГУМВД на представлении присутствовало 25 тысяч человек. Мы знаем свою публику, разговариваем с ней, поддерживаем обратную связь и получаем ответы на наши вопросы. Выясняется, что наши летние оперные спектакли ждут, а вот на репертуарные спектакли в петербургский оперный сезон именно наши зрители ходят гораздо реже. Но есть, конечно, и те, кто стал посещать городские музыкальные театры после знакомства с нашим фестивалем. Жанр «Оперы – всем» - это абсолютно классические постановки, мы приглашаем лучших солистов Петербурга и Москвы, а также зарубежных артистов. В 2017 году в «Кармен» в Царском Селе принял участие Оперный хор Ниццы; к нам приезжали европейские дирижеры. Невзирая на пандемию и другие трудности мы не сдаемся, мы не снижаем уровня. Наши зрители всегда могут рассчитывать на мастерство наших исполнителей, сочетание классической музыки с красотой Петербурга и его окрестностей, чудесные вечера на открытом воздухе. Все это вместе создает особый эффект и удивительную атмосферу и настроение.
— Наверняка успех сопровождали и проблемы. Что представило наибольшую трудность?
— За десять лет, конечно, наработался определенный опыт. К сожалению, мы пока еще не можем соорудить навес для публики. Наши верные зрители приходят подготовленными – с зонтами, в плащевиках, если идет дождь, в шляпах и с бутылками воды, если светит солнце. А поначалу нам очень везло с погодой, у нас даже не было крыши над оркестром и самим действием. Мы не хотели портить впечатления от сочетания оперы с городскими или парковыми ансамблями. Но, к сожалению, погода в Петербурге такова, что существовать в этих рамках оказалось невозможно: постепенно над сценой появилась прозрачная высокая крыша. За счет прозрачности у нас все равно театр под открытым небом. Если говорить о спектаклях, то были очень удачные постановки. Но не обошлось и без таких, которые прошли не так эффектно, как желалось. Но мы ни разу не провалились, люди приходят – и не уходят до конца спектакля. Когда мы начинали проект, мне говорили: «ну концерты из хитов, это куда ни шло. А кто будет слушать оперу целиком?». Я уверена – история, рассказанная языком музыки, так привлекает людей, что ее обязательно выслушают до конца.
На первых этапах приходилось решать много технических вопросов. Но теперь у нас колоссальный опыт, мы знаем, как смонтировать сцену и отладить звук. У нас огромное количество микрофонов, самая современная техника, ветрозащита. Нам пришлось достичь большого успеха, ведь качественное звучание – самое главное в опере.
— Сравниваете ли вы себя с европейскими оперными фестивалями? Проявляют ли интерес западные специалисты?
— К нам уже несколько раз обращались с предложениями о сотрудничестве коллеги из других стран, с двумя итальянскими опен-эйр фестивалями мы ведем переговоры, но они застопоролись из-за пандемии. Бывает, трудно найти понимание, потому что в такой форме, как у нас, оперные фестивали нигде не существуют, разве что в Зальцбурге. Например, в Савонлинне один оперный спектакль показывают несколько дней подряд. Мы же работаем более масштабно и показываем четыре спектакля по одному разу. И главное, в нашем проекте опера, действительно, адресована всем. Вход на все спектакли свободный, это социальный проект. В других же странах подобные фестивали - коммерческий продукт, на который продают билеты. Конечно, у нас несопоставимы бюджеты, скажем, с «Ареной ди Верона» – там на постановку спектакля тратятся огромные деньги и он идет в течение нескольких лет; на каждый сезон выбирается пять-шесть названий, которые показывают блоками. У нас немного другие задачи и мы по-иному формируем наш фестиваль. Но очень приятно, что о нем знают, к нам приезжают гости со всей Европы.
— А из России?
— У нас постоянно есть запросы из российских регионов. Но, к сожалению, эти переговоры пока ничем не заканчиваются. Наш фестиваль нравится творческим людям, которые хотели бы увидеть его у себя. И вывезти какие-то спектакли в другой город было бы реально, привезти хор, балет и солистов, даже занять местный оркестр. Но - если бы удалось убедить руководителей регионов, если бы они приехали к нам и посмотрели, как проходит «Опера – всем», если бы они осознали, что для них это может быть знаковым и мощным проектом. Думаю, что люди в Перми или Пскове не сильно отличаются от жителей Петербурга и с удовольствием пришли бы на эти спектакли. Больше руководителей, которые обращают серьезное внимание на культуру, – и «Опера – всем» зашагает по стране.
— Представьте нашим читателям свою команду.
— Музыкального руководителя фестиваля Фабио Мастранджело представлять не нужно. Худрук Театра «Мюзик-Холл», а этот театр является основным организатором фестиваля, активно гастролирует с оркестром «Северная Симфония» по стране и за рубежом. Всемогущим «человеком-оркестром» стал наш арт-директор фестиваля Виктор Высоцкий, который сам и режиссер-постановщик, и преподает в Санкт-Петербургской консерватории. У него всегда есть карт-бланш: каждый год он сам ставит один спектакль на фестивале. И это всегда удивительное открытие. Наш художник-постановщик Юлия Гольцова, талантливейший человек, много работает в петербургских театрах, на телевидении. И, конечно, за годы работы на проекте достигла больших высот в понимании того, как делать декорации – работа на открытом пространстве предполагает масштаб, крупные мазки, без мелких деталей, говорящие яркие костюмы.
— На «Опере – всем» работают не только солисты Театра «Мюзик-Холл», но и приглашенные исполнители. Оперные театры охотно отпускают их на фестиваль?
- Нет ревности ни в Мариинском, ни в Михайловском театре. У нас ведь нет цели взять именно тех людей, которые уже исполняют ту или иную партию у себя в театре, чтобы они спели ее у нас – хотя совпадения в репертуарах бывают. Но в основном – и это большой вызов и удовольствие для молодых артистов – на фестивале они делают что-то новое, о чем они мечтали, то, что им еще не довелось, а может, и никогда не доведется петь в своем театре. Но, к сожалению, есть и театры – не могу их назвать – которые безумно ревностно относятся к такой занятости своих исполнителей, запрещают им общаться с фестивалем, держат их как свою крепостную труппу и не дают возможности обогатить репертуар. Мы всегда выступаем очень честно и принципиально, указываем в афишах место работы солистов – будь то театр «Зазеркалье», или Большой, или центры оперного пения Елены Образцовой или Галины Вишневской. Нам чужой славы не нужно.
— В конце нашей беседы просьба: проведите краткую экскурсию по афише юбилейного фестиваля, чтобы наши читатели не пропустили самого интересного.
— Все наши спектакли будут транслироваться на портале «Культура.РФ». Во время локдауна этот сайт приобрел огромную зрительскую аудиторию. Прямые трансляции организует канал «Санкт-Петербург», чье вещание доступно и в сети. Также мы ждем операманов на сайте нашего театра, сайте проекта министерства культуры «Русские сезоны», в социальных сетях – сделано все возможное, чтобы каждый смог нас найти.
28 июля мы начинаем на Елагином острове с оперы Бизе «Искатели жемчуга». Спектакль пройдет на Масляном лугу – между только что отреставрированным Елагиноостровским дворцом и Малой Невкой. Фоном действия послужит фасад дворца, а декорации исполнены в восточных тонах, зрителям будет легко представить себя на берегу Индийского океана. Ставит оперу Виктор Высоцкий, на сцену выйдут певцы Театра «Мюзик-Холл», Мариинского театра, «Санктъ-Петербургъ оперы», а также лауреат международных конкурсов москвич Артем Борисенко. На второй спектакль мы остаемся на Елагином острове – это требование времени. Нам необходимы площадки, с которых можно качественно вести трансляцию. 30 июля мы покажем «Дона Паскуале» Доницетти. Спектакль создал Ханс Иоахим Фрай из Германии, который переносит действие в середину двадцатого века. Его атмосфера – неоклассика итальянского кино. Декорации и костюмы выполнены в стиле пятидесятых годов. Этот спектакль - небольшая коллаборация с «Ленфильмом», который предоставит для постановки ретроавтомобили. Исполнители главных партий - Николай Каменский из Мариинского театра, Анна Викулина и Тигрий Бажакин из Театра «Мюзик-Холл», солист Михайловского театра Борис Степанов.
4 августа мы даем на Соборной площади Петропавловской крепости «Жизнь за царя», эту оперу ставит Иркин Габитов из Мариинского театра. Задействованы Александр Безруков из Михайловского театра, Кирилл Белов из Башкирского государственного театра оперы и балета и приглашенный солист оперного театра Монте-Карло, Екатерина Крапивина из Мариинского театра. Завершится фестиваль 7 августа «Травиатой» на Парадном плацу Екатерининского дворца в Царском Селе. Мне очень жаль, что именно это представление пройдет онлайн, я уверена, что и в этот раз там собрались бы 25 тысяч наших преданных зрителей. Наверняка, эту оперу мы повторим. Барочные фасады дворца нам в помощь, Юлия Гольцова придумала очень интересные декорации в глубоких синих тонах с цветами и костлявой рукой смерти – я думаю, зрителей они не разочаруют. Над этой постановкой работает Наталья Индейкина, музыкальная часть остается за оркестром «Северная Симфония» под управлением Фабио Мастранджело. Специально для этой постановки мы пригласили звезду итальянской оперы Даниэлу Скиллачи, а в партии Жермона занят солист Мариинского театра, наш любимый Василий Герелло. Также на сцену выйдут наша солистка Анастасия Некрасова и приглашенный солист Мариинского театра Роман Арндт.
Мы очень надеемся, что наша публика останется с нами, несмотря на расстояние и невозможность физически присутствовать на спектаклях. Мы подготовили эти постановки потому что уже полгода готовимся к проекту и не можем подвести ни артистов, ни зрителей, не хотим потерять фестиваль. До последнего момента было неизвестно, как пройдет «Опера – всем» в этом году, и решение, которое было принято, конечно, жестоко сказалось на нашем проекте и на многих других петербургских событиях. Но мы люди законопослушные и подчинимся всем требованиям, которые выдвигает эпидемиологическая ситуация.
Фотографии предоставлены пресс-службой Санкт-Петербургского международного фестиваля "Опера - всем".