04.03.2021
Если бы Ренаты Литвиновой не было, ее стоило бы придумать. На радость поклонникам. Она, гламурная дива, странная инопланетянка, гостья из салонного декаданса Серебряного века, не подчиняется никаким правилам и законам.
Есть у нее любимые сюжеты. Тот, что лег в основу «Звезды вашего периода», — один из них. О судьбе знаменитой актрисы, которая, разменяв шестой десяток лет, оказалась забытой. Жестокий мир кино предпочитает юные тела и лица без морщин. Живет звезда в роскошном доме с двумя помощниками: Отто и Любочкой, пишет воспоминания, по которым, как она надеется, будет снят фильм и тогда вернутся слава, поклонение, овации... В ее дом случайно попадает молодой нуждающийся сценарист-неудачник и получает задание отредактировать написанное в формате сценария. Теперь его окружают богатство и повышенное внимание хозяйки: он теряет свободу, становится альфонсом и скучает в своей золотой клетке.
Взаимоотношения между искусством и жизнью Литвинова исследует не впервые. Два десятилетия назад она выпустила документальный фильм «Нет смерти для меня», в котором Нонна Мордюкова, Татьяна Самойлова, Вера Васильева, Татьяна Окуневская, Лидия Смирнова отвечали на вопросы о кино и любви, браке и смерти. Вот несколько цитат из того откровенного документа: «жизнь в кино обрывается очень неожиданно», «страшно, страшно, страшно», «так хочется пожить еще в искусстве немного». Кумиры оказываются жертвами своего блестящего прошлого в неопределенном и одиноком настоящем.
В «Звезде вашего периода» Рената Литвинова «подхватывает» эти темы, складывая из них собирательный образ дивы. Она рассказывала, что вдохновлялась также фильмами с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, Любовью Орловой и Людмилой Гурченко, но их тени менее заметны, чем влияние голливудского фильма-нуара 1950 года «Сансет Бульвар» режиссера Билли Уайлдера. В спектакле легко считывается его фабульная история, сохранены последовательность эпизодов и система взаимоотношений трех главных персонажей. Диалоги же переписаны, обстоятельства — уточнены.
Вязь слов — узнаваемая, литвиновская, сотканная из рафинированных фраз и грубоватого юмора, сентиментальности и безумия, несуразицы и правильности. Всплывают и странные подробности биографии сценической кинодивы — оказывается, ее блестящую карьеру «охраняли» спецслужбы, с которыми она сотрудничала, за что и получила нефтяную вышку в Баку. Это уточнение оправдывает ее достаток, реальные звезды на закате дней чаще всего в роскоши не купаются.
Имена выбраны с эмоциональным размахом. Главная героиня — Маргарита Леско. Маргаритой именовали «Даму с камелиями», фамилию носила ее литературная предшественница — Манон Леско. Когда молодой сценарист представляется Мишей Мышкиным, то Маргарита тут же парирует — «княжеская фамилия». На сцене суетятся ассистентка Рива Ненашева, журналист Малахольнев, актер фон Слепень Слепунов.
В аннотации к спектаклю указано, что Маргарита Леско — «постсоветская кинозвезда». На самом деле, она заблудилась во времени, оно — фантом. Такой же мираж, как жанр спектакля, замешанный на трудно сочетаемых ингредиентах: триллер, драма, комедия, страстная мелодрама с убийством в финале. Жанровые перепады этого сумбурного спектакля способна оправдать только Рената Литвинова — своевольная комета. Магия ломаных поз, острые углы рук, пальцы, стремящиеся сомкнуться в кулак, но в последний миг отпускающие напряжение, чувственный шепот — сложившийся стиль утонченной клоунессы.
Маргарита живет в игре, она для нее больше реальность, чем действительность. В продуманной эффектности: как красиво поставить ногу на ступеньку лестницы или пролить бутафорскую кровь, в жеманности взглядов и картинности поз мелькают юмор, пародия, самоирония. «Под занавес», когда тайны раскрыты, маски сброшены, убийство совершено, проявится инфернальная, сатанинская суть Маргариты, ее подчеркивают зловещие очертания рогов — в оправе очков, прическе, дизайне платья.
Свите, играющей королеву, в этом спектакле-шоу приходится произносить реплики, из которых не складывается объем роли. Кириллу Трубецкому все же удается проявить характер своего Отто. В недавнем прошлом успешный режиссер, он ради Маргариты ушел из профессии и теперь на правах мажордома поддерживает ее иллюзии, спасает от уныния, охраняет покой и… пишет сотни писем от воображаемых поклонников, укрепляя ее веру в будущее.
Сценарист Мышкин, молодой возлюбленный звезды, оказавшийся внутри безумия, у молодого актера Павла Табакова пока не берет гамму чувств аккордно. Эмоции — удивление, разочарование, душевные страдания — выдаются дозированно и поочередно. Милая мальчишескому сердцу Мышкина Рива Ненашева у актрисы Марии Фоминой старается изо всех сил, чтобы сидящие в зале расслышали ее историю и посочувствовали ей. Но авторский концепт сопротивляется и побеждает.
Больше возможностей дано Любочке. У Софьи Эрнст она – персонаж карикатурный, нарисованный одной краской. Странная девушка в военной форме, «полуденщик, полуженщина», с длинной косой, лопатой, которой открывает замок и отпугивает непрошеных гостей. Военная косточка из далекого прошлого Маргариты Леско – преданная, как собака, глупая, как гусыня, но крепко знающая свое дело – служить госпоже, наводить справки обо всех, кто появляется в доме, и веселить зрителей мужиковатой походкой, кривой улыбкой и украинским «добре», которым сопровождается каждое ее появление.
Старейшая актриса МХТ Раиса Максимова в эпизодической роли матери Маргариты азартно произносит монолог под благодарные аплодисменты. Остальные персонажи достаточно беспорядочно толкутся на сцене, и не всегда понятно, зачем они появились в этом богатом и дорогом интерьере.
Сценограф Сергей Февралев придумал съемочный павильон киностудии с гладкими стенами и галереей осветительных балконов с рядами софитов. В этом же пространстве замкнута комната в доме Маргариты — появляются декорационные ширмы с ниспадающими драпировками, деревянная лестница, столы, кушетка, кресла.
Парад роскошных нарядов Маргариты (художник по костюмам Федор Дьяконов) складывается в отдельный сюжет, подталкивающий спектакль к подиуму. Винтажные, потрясающие чрезмерностью, монохромные костюмы и платья — алое, изумрудное, белоснежное с перьями, черное с серебристым отливом и широкой накидкой.
Мнения зрителей разделились резко. Спектакль обсуждали громко и откровенно – и в антракте, и по окончании. Многие отнеслись к «Звезде вашего периода» как к антрепризному десанту, почитатели Литвиновой — вступали с ними в спор. Все, пожалуй, расслышали привет из времен табаковской вольницы начала тысячелетия. Тогда Олег Павлович называл себя «кризисным менеджером» и впустил в Художественный театр пеструю команду режиссеров, готовивших премьеры на разные вкусы. «Звезда вашего периода» заглянула из тех лет, и нет сомнения, что любители румяного гламура, женственной сентиментальности, диковинных шоу постановку оценят. Аудитории, которой хочется расшифровывать подтексты и считывать вторые планы, от просмотра можно воздержаться. У них спектакль восторга точно не вызовет.
Фото: Александр Иванишин