«В России театр приобрел такой размах, которого нет нигде в мире»

Елена ФЕДОРЕНКО Денис СУТЫКА

13.12.2018

13 декабря в России официально стартовал Год театра. Главное торжество прошло на сцене ярославского Театра драмы имени Федора Волкова. Открытие посетил Владимир Путин. 

«Хотел бы поздравить всех с этим событием. Театр у нас любят, ценят и по праву гордятся театром, нашими актерами, драматургами, которые во все времена вносили существенный, заметный вклад, причем вклад высшей пробы, в национальную и мировую культуру», — сказал Владимир Путин на встрече с деятелями театрального искусства.

По словам президента, в России театр приобрел такое качество, такой размах, которого нет нигде в мире.

Ярославль для открытия Года театра выбран не случайно. Именно здесь, на берегу Волги, в 1750 году появился первый русский профессиональный театр. Основал труппу вместе с братьями и друзьями актер-любитель, знаток драматургии, купеческий сын Федор Волков. Впоследствии он выстроил для театра специальное здание. Императрица Елизавета Петровна, прознав о продюсерских, как сказали бы сегодня, способностях Волкова, пригласила его в Санкт-Петербург.

На открытии Года театра был показан спектакль-концерт, где обыгрывались основные вехи развития и становления отечественного сценического искусства.


Накануне торжества «Культура» попросила ведущих деятелей театра ответить на вопрос, что они ждут от тематического года.

Римас Туминас, художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова:

— Год театра, думаю, мало что изменит в жизни коллективов Москвы и Петербурга. В столицах их множество, работают они согласно своим художественным программам, регулярно выпускают премьеры, зрительные залы не пустуют. Объявление Года театра — это, скорее, послание ко всей стране, ко всему сообществу, от Владивостока до Тулы и Воронежа. Верю, что труппы, отдаленные от центра, и особенно в малых городах России, получат возможность решить проблемы — их много, и они разные, не только художественные. Немало зданий находятся в ветхом состоянии и давно нуждаются в ремонте и технической модернизации. Тематическое посвящение напомнит губернаторам и местным властям, что театр — важная часть жизни каждого человека и общества в целом; привлечет внимание, пристальное и серьезное, к положению сценического искусства «на местах»; заставит задуматься о положении людей, которые служат театру. Понимание и помощь, надеюсь, распространятся и на перспективу, а не только на 12 календарных месяцев — время-то летит стремительно, и год быстро закончится. Увеличение финансирования гастрольной деятельности позволит региональной публике увидеть новые спектакли, небольшим коллективам — отправиться в путешествия. Вахтанговский театр продолжит встречи с поклонниками за рубежом и в России, по которой мы ездим с огромным удовольствием.

От театров жду развития тенденции, которую чувствую в последнее время, я бы назвал ее «ответственностью перед словом». Рад, что в преддверии Года театра мне удалось окружить себя режиссерами-коллегами, создать команду. В Вахтанговском будут встречи с прекрасной русской литературой и драматургией. Они — опора театра, на них мы становимся профессионалами, художниками, мастерами. Было бы красиво сказать, что нами специально запланирован «классический период» — как посвящение 2019-му. Не стану лукавить, так вышло случайно, но в каждом совпадении есть свой смысл.

 

Алексей Бородин, художественный руководитель Российского молодежного театра:

— Опасаюсь общих фраз, потому что каждому ясно: если объявляется Год театра, то это значит — нашему делу оказывается особое внимание. Наверное, посвящение важно для публики, которая заполняет залы. Сегодня необходимо объединить людей, и где, как не в театре, могут соединиться общие раздумья и порывы души, обозначить себя коллективное переживание горестей и радостей. В зрительном зале люди чувствуют общность. Исключительно ценна эта вольтова дуга, соединяющая актеров и зрителей, сцену и зал. То, что сейчас на творческую природу театра, на его художественные принципы обращается внимание, внушает оптимизм.

У Года театра серьезная и конкретная программа по отношению к молодому зрителю и к труппам, которые ориентированы на детей, подростков, юношество. Мы все знаем, как нелегко им в регионах и как они важны для каждого города. Хорошо, что отдельной строкой в наступающем году намечена помощь небольшим и отдаленным коллективам.

Для профессионалов же сцены каждый год — год театра, других у нас не бывает, мы им живем, но посвящение дает приятное удовлетворение и, конечно, дополнительную ответственность. У нас в РАМТе обширные планы. Начинаем с премьеры моего спектакля «Проблема» по новой пьесе Тома Стоппарда, он сегодня улетает, три дня присутствовал на наших репетициях, что замечательно. Готовится спектакль для подростков по культовой «Манюне» удивительной писательницы Наринэ Абгарян. Накануне праздничного марафона для младших выпустили «Черную курицу» по волшебной повести Антония Погорельского. В процессе много постановок, предназначенных для разных сцен. На Год театра выпадает юбилей, который мы не могли оставить без внимания, — 220 лет со дня рождения Пушкина. На наших малых «территориях» совсем молодые режиссеры создадут пять спектаклей по «Повестям Белкина». Можно сказать и о других планах. Вот Егор Перегудов, наш главный режиссер, приступает к работе над спектаклем по «воспитательному роману» Харпер Ли «Убить пересмешника».


Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР:

— Год театра — начинание нужное. Искусство, и театр в его первых рядах, приносит много пользы. Часто вспоминаю о своем детстве. В Чите, в Забайкалье, где я рос, на меня оказали влияние учителя и Читинский областной театр. До сих пор стоит перед глазами «Снежная королева» — спектакль, который я видел в военном детстве. Костюмы бедные, декораций никаких, но режиссер придумал... выход собак. Несколько псов казались сворой, они вместе с разбойниками влетали в зрительный зал с лаем, артисты старались их перекричать, у нас замирало от восторга сердце, кипели эмоции. Мы выходили из театра с новыми мыслями и непростыми вопросами, над которыми раньше не задумывались.

Что важно для человека? Образование, медицина и искусство. Без этого не может быть общества. Без этого не может быть нации. Наша театральная культура куда-то уходит, мне многого в ней не хватает, режиссеры осовременивают классику, увлекаются формализмом, новыми поветриями. Может, у меня вкус уже старомодный, жизнь-то большая прожита, но чувствую, как скудеет мелодия речи, не ощущаю любви, необходимой для рождения спектаклей. Не болит и не ноет душа у их создателей. Нет того театра и кино, тех песен, что становились частью внутреннего мира, учили уважать людей и родную землю. Я видел настоящий театр и хочу, чтобы внуки-правнуки тоже его увидели... Нужно собрать все силы и сохранить русскую театральную школу, самобытную драматургию и национальные сценические традиции. Мы потеряли образование, и теперь необходимо срочно менять программы. Так давайте сохраним нашу отечественную гордость — театр, который всегда нес идеи и смыслы, прививал «чувства добрые» и обладал неограниченной силой эмоционального воздействия. Посещение театра было в России чем-то большим, чем просто времяпрепровождением. Сейчас зритель возвращается в залы, так давайте не упустим момент.

Год театра — подспорье для приведения малых трупп в подобающий вид. Со многими провинциальными коллективами я дружу — как артист, как человек: Иркутский театр с замечательным распутинским репертуаром, Омский молодежный, Тверской. Многие мои ученики работают в провинции — я, что называется, в материале, знаю их непростую жизнь. Надеюсь, Год театра поможет им.

Малый театр будет соответствовать — художественным уровнем спектаклей, сохранением Островского, у нас 12 его названий, серьезными премьерами и, конечно, концертами, которые невероятно популярны. Наша гордость — профессиональный оркестр, который мы бережно сохраняем, и поющие артисты разных поколений, их немало, к каждому празднику готовят выступления — запланировано несколько новых вокально-оркестровых программ. Репетируем «Перед заходом солнца» Гауптмана и только что выпустили, точнее, возобновили «Сказку о царе Салтане» — спектакль без кукишей и фокусов, с классическим Пушкиным, чей юбилей отмечается в Год театра.


Евгений Писарев, художественный руководитель московского Театра имени Пушкина:

— В Год театра, а также в дальнейшем жду более пристального внимания государства к жизни российских коллективов. Не в смысле выявления разного рода нарушений, все-таки театр — последнее место для такого рода изысканий, там работают настоящие фанатики и альтруисты. Намного интереснее его роль в духовной жизни общества. Это единственное место, где искусство рождается прямо на наших глазах. Театр — живая «ткань».

Второй важный момент, на который мы давно обращаем внимание чиновников, — поощрение талантливых людей. Им очень важно, чтобы то, что они делают, было замечено и поддержано не только аплодисментами зрительного зала. И, конечно, все мы хотим мира и гармонии, в том числе и в театральном сообществе. Театр — место, объединяющее людей на территории подлинного искусства. Но не менее важно, чтобы сами творцы не чувствовали себя одиноко в этом пространстве. Чтобы Год театра сделал театральное сообщество более сплоченным и поддерживающим друг друга как в минуты испытаний, так и в мгновения триумфа.


Сергей Голомазов, художественный руководитель Театра на Малой Бронной:

— Чего я жду от Года театра? Знаете, это слишком глобальная тема, на которую можно рассуждать часами, ведь разговор идет о драматическом театре с его богатой историей, новыми поисками, взаимодействием с мировым сообществом и так далее. Русский репертуарный театр во многом зависим от того, насколько качественно выстроен диалог у художников с государством. Мне кажется важным, чтобы этот диалог основывался не только на личных привязанностях, а имел отношение исключительно к творчеству, к художественному результату. Допускаю, что при этом необходимо опираться на какую-то статистику, мнение экспертов, имеющих непосредственное отношение к театральному цеху. Качество этого диалога — очень важная тема. По крайней мере, лично меня она беспокоит. Мне сложно говорить о причинах, по которым этот диалог не всегда удается выстроить, но есть ощущение некой избирательности, что не очень верно. В России театр эстетически разнонаправлен. И мне кажется, на театральной площадке должны быть представлены разные школы, а не только те, что вписываются в якобы традиционное реалистическое понимание русского психологического театра.


Евгений Каменькович, художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко»:

— Перво-наперво надеюсь, что благополучно разрешится дело «Седьмой студии» и наших коллег выпустят на свободу. Кроме того, очень жду, что появятся новые режиссерские имена. Мы сейчас с Дмитрием Крымовым выпускаем курс в ГИТИСе. Среди ребят очень много талантливых и одаренных. Надеюсь, в будущем они станут флагманами отечественного театра. Так что, на мой взгляд, очень важно, чтобы в Год театра художественные руководители обратили более пристальное внимание на молодых режиссеров и помогли им пробиться к своему зрителю. А еще лучше, чтобы в России появилось огромное количество открытых площадок, где режиссеры могли бы набивать, что называется, собственные шишки, а не зависеть от воли худруков.


Николай Коляда, драматург, художественный руководитель екатеринбургского «Коляда-Театра»:

— Конечно, я жду, что нашим провинциальным театрам, находящимся в небольших городах и, быть может, являющимся единственным очагом культуры в регионе, станет жить чуточку лучше, чуточку веселее и свободнее. В Год культуры «Коляда-Театру» был сделан настоящий подарок от властей города и Свердловской области — выделены деньги на реконструкцию старого кинотеатра «Искра». Сегодня в этом обновленном здании находится «Коляда-Театр», труппа безмерно счастлива, а зритель доволен не только хорошими спектаклями, но и уютной, домашней атмосферой, удобными креслами, пардон, чистыми туалетами и так далее.

Да, нам крупно повезло, но я много езжу по России и прекрасно знаю, в каком убогом состоянии находятся некоторые труппы, какие мизерные зарплаты получают актеры. В некоторых театрах еще стоят довоенные софиты, сцена местами просто проваливается от старости. Я бы очень хотел, чтобы в Год театра чиновники, отвечающие за культуру, обратили внимание на эти проблемы, нашли средства и привели театры в божеский вид. Сами же потом гордиться будут, когда пойдут с семьями на очередную премьеру.


Фото на анонсе: PHOTOXPRESS