Фестиваль на «Хуторе» близ Башмета

Андрей САМОХИН, Сочи

02.03.2017

Среди множества мероприятий, которыми прославилась наша южная олимпийская столица, не затерялось ежегодное и уже традиционное событие — Международный зимний фестиваль искусств Юрия Башмета. Здесь играют музыку, а также играют с музыкой, театром и другими искусствами, соединяя их в причудливый шипучий коктейль по рецептам маэстро.

Накануне смотра артистический директор был объявлен лауреатом премии правительства РФ в области культуры за создание Всероссийского юношеского симфонического оркестра. А знаковым гостем спектакля «Не покидай свою планету» с участием Константина Хабенского, разыгрывавшего отрывки из «Маленького принца», стал Владимир Путин. Президент назвал фестиваль «шикарным».

В Сочи приехали Денис Мацуев (фортепиано) и Вадим Репин (скрипка), Олли Мустонен (фортепиано) и Валентин Урюпин (кларнет), Массимо Кварта (скрипка) и Хосе Винсент Кателло (валторна), Филипп Тондре (гобой) и десятикратный лауреат «Грэмми» джазмен и композитор Артуро Сандоваль, Анна Аглатова (сопрано), а также звезды парижской «Гранд-опера», БДТ и Мариинского театра. Сам Башмет участвовал практически в каждом концерте форума как солист и дирижер двух своих коллективов: «Солистов Москвы» и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

Впервые некоторые выступления состоялись не только в сочинском «Зимнем театре», но и на горнолыжном курорте «Роза Хутор», что позволило отдельным музыкантам и зрителям продолжить звукоряд глиссандо по снежным склонам.

…Дорога от аэропорта до центра города вся в баннерах с улыбчивым Башметом и надписями, извещающими о юбилейном фестивале. Несмотря на непогоду, у входа в «Зимний театр» с его торжественным классическим ордером — оживление. Культурные сочинцы, журналисты, меломаны, ежегодно приезжающие в эти дни из других городов, включая обе столицы, предвкушают очередной пир звуков, обмениваются догадками.

Сразу по прибытии попадаю на совместный концерт «Солистов Москвы» с Гонконгским оркестром народных инструментов. Они как два диполя, два начала — инь и ян, которые тем не менее должны в итоге слиться, образовав новую частицу. Такова концепция представления, носящего название «Там, где Китай встречается с Европой».

У каждого китайского инструмента есть свой европейский аналог. Как и в западном варианте, они составляют четыре группы: щипковые и смычковые струнные, духовые и ударные. Скажем, эрху — скрипка, только двухструнная, пипа похожа на лютню с четырьмя струнами («пи» — это когда пальцы идут вниз, а «па» — вверх). А еще поперечная флейта ди, губной орган шэн, китайский аналог флейты Пана пайсяо, гучжэн, сходный с цитрой, гонг, который и есть гонг, множество различных барабанчиков. Словом, на 85 музыкантов инструментов хватает.

И вот начинается своеобразная перекличка двух миров. Когда наши делают ход Моцартом, Григом, Петром Ильичом Чайковским, китайцы отвечают «Песнями генерала», «Отражением луны на воде», «Крадущимся тигром, затаившимся драконом» композитора Тань Дуня. При этом происходит периодический обмен солистами и дирижерами. Оркестранты Башмета подыгрывают коллегам из Поднебесной, отважно топая в такт ногами и выкрикивая что-то по-китайски. Расстановка малых китайских духовых групп по бокам зрительного зала в отрывках из «Пекинской оперы» добавляет психоделии.

Апофеозом же становится совместное исполнение произведений, специально написанных для двух оркестров тем же Тань Дунем и народным артистом России композитором Александром Чайковским, давним другом Юрия Башмета и сочинского фестиваля.

Уже позже узнаю, что Гонконгский оркестр дважды попадал в Книгу рекордов Гиннесса: первый раз, собрав на одной сцене тысячу струнников, а второй — 3000 барабанщиков. Полным составом коллектив выезжал до этого в Хабаровск, Тюмень и Екатеринбург. Получив же приглашение от Башмета, с маэстро и его музыкантами лично познакомились лишь перед выступлением в Сочи.

Вообще фирменное разнообразие жанров, представленных на фестивале, и их смелое смешение впечатляют, хотя порой и озадачивают. Не увидев на сцене воочию, тем не менее лицезрел в видеозаписи премьерный музыкальный спектакль «Севильский цирюльник», в основу которого легли одноименная опера Россини и сюжет Бомарше. Главными героями выступили Юрий Башмет, актер Евгений Стычкин и певец Большого театра Алуда Тодуа. В интерпретации режиссера этого действа Фигаро — странствующий поэт-бунтарь, для конспирации прикидывающийся парикмахером и имеющий ложного двойника. Псевдо-Фигаро (Стычкин) пытается полюбить чехол от контрабаса, потом голову быка и при этом готовит макароны по особому рецепту. Граф Альмавива поет свою арию из ящика с отверстиями. Быка, оказавшегося альтер-эго Стычкина, совместными усилиями убивают, и кончается история свадебной пьянкой. Всю эту катавасию пронзает насквозь великолепный альт маэстро.

Не менее оригинальна другая премьера — спектакль «Фантастическая Кармен». Это свободная фантазия на темы новеллы Мериме, оперы Бизе и «Кармен-сюиты» Родиона Щедрина, которую воплотили актер, режиссер и сценарист Михаил Палатник и его коллега из московского академического театра им. Е. Вахтангова Павел Сафонов вместе с известным театральным художником Марией Трегубовой. Согласно мысли авторов, Хозе предстает режиссером, влюбленным в свою актрису и убившим ее, перемещаясь во времени-сознании.

Понять точно сюжет затруднительно — ведь действие происходит в дурдоме. Пациента Хозе посещают видения — то в балетном, то в оперном виде, которые, впрочем, талантливо воплощают меццо-сопрано Ирина Шишкова, солист ГАБТа Олег Долгов, бас Олег Цыбулько, балетные звезды Большого Екатерина Шипулина (заслуженная артистка России) и Денис Родькин, а также драматические актеры Юлия Такшина, Михаил Трухин и вездесущий Евгений Стычкин. И, как в предыдущем случае, сомнительную фантасмагорию спасительно-безупречно «склеивает» музыка башметовских виртуозов.

Отдохновение душе принес очередной концертный вечер, в который давали старого доброго «Евгения Онегина». Конечно, не оперу Петра Ильича целиком. Представлена была литературно-музыкальная композиция, где оперные арии перемежались с чтением отрывков из бессмертного произведения Александра Сергеевича. Но зато без психоделических фокусов и подтанцовок.

Главы романа декламировали Светлана Иванова и Антон Шагин. Оперные партии на совесть отработали Андрей Жилиховский и Олег Цыбулько, а также приглашенные солисты театра Анастасия Бибичева, Сергей Романовский и Александра Саульская-Шулятьева. Татьяну Ларину озвучила Жаля Исмаилова из «Новой оперы», ее сестру — Ирина Шишкова. Играл Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» — само собой, под управлением Юрия Башмета.

Весь сияющий изнутри Антон Шагин перед спектаклем сообщил журналистам за кулисами, что впервые встретится на сцене с творчеством Пушкина. Он выучил за месяц весь роман, хотя читать придется только отрывки. «Большая честь участвовать в этом проекте, Пушкин для меня — абсолютно живой и близкий человек», — поделился артист. Это уже третья его работа с Башметом. На вопрос «Культуры», чем отличается нынешняя постановка от классической оперы Чайковского, кроме мелодекламации, пояснил, что «все сжато, ничего лишнего», как хороший конспект. А на предположение, не пытается ли он сам для себя дома петь отрывки из бессмертных арий, улыбнувшись, ответил утвердительно.

В свою очередь режиссер постановки Илья Ильин признался: «Мы старались уйти от нарочитой изобразительности в спектакле и сосредоточиться на чувствах и переживаниях актеров. Не думаю, что можно открыть что-то новое в «Евгении Онегине», но мы постарались… В этом возрожденном нами некогда популярном жанре музыкально-литературной композиции мы не стали смешивать эпохи, используя исторические костюмы и мебель».

В течение фестивальной недели в рамках композиции Dream around the Opera («Мечты об опере») публика увидела весьма приличный одноактный балет «Сын мадам Баттерфляй» по мотивам оперы «Чио-Чио-сан» Пуччини (хореограф Джорджио Манчини) вкупе с балетной постановкой из музыкальной драмы «Тристан и Изольда» Вагнера (хореография: Ина Брёкс, Вальтер Маттеини). Танцевали итальянские артисты из ImPerfect и звезды Парижской национальной оперы — Доротея Жильбер и Жереми-Лу Кер. На сцене «Зимнего театра» темпераментно зажег культовый в джазовом мире трубач Артуро Сандоваль. А завершился фестиваль Юрия Башмета, который посетили порядка 11 тысяч человек, грандиозным гала-концертом.

Отметим, что в рамках традиционных уже образовательных проектов форума работали целых три академии: Молодежная музыкальная — совместно со школой королевы Елизаветы Шапель (Бельгия) и Крассел фестивалем (Финляндия); молодых композиторов под эгидой художественного руководителя Московской филармонии Александра Чайковского (впервые); оперных певцов под управлением худрука Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрия Вдовина.

Также состоялся финал Третьего конкурса молодых композиторов, посвященный Андрею Эшпаю и Эмилю Гилельсу. Первую премию жюри решило не присуждать. «Серебро» досталось воспитаннику Московской консерватории Денису Хорову. Третье место разделили Дарья Славникова и Алексей Попков.

Послевкусие, оставленное юбилейным башметовским фестивалем, безусловно, глубокое. Чуть пряное, с горчинкой, с легким головокружением. Но при этом — искрометное и шипучее. Как и полагается сочинскому шампанскому.


Фото на анонсе: Артур Лебедев/ТАСС