Отец и дети

Константин МАЦАН

06.10.2012

Народ назвал преподобного Сергия Радонежского «игуменом Земли Русской». Его влияние на жизнь страны было и вправду огромным — причем не только в церковной сфере.

Политическая история России во многом обязана Сергию Радонежскому прекращением междоусобиц в XIV веке: преподобный лично убедил Ростовского, Суздальского и Рязанского князей признать над собой власть Москвы, чтобы объединиться против Орды. И, наконец, самый известный исторический эпизод, связанный с преподобным Сергием, — благословение князю Дмитрию Донскому на Куликовскую битву.

Заслуги, как видно, огромные. Но достаточно ли для того, чтобы называться столь великим именем «игумен Земли Русской», «отец русских земель»? Ведь роль отца — всегда исключительная. Мало ли было в истории Руси великих деятелей, оказавших влияние на историю страны…

Дело в том, что преподобный Сергий сообщил стране, как ребенку, черты собственной личности. Влияние святого на народ было настолько велико, что сам народный дух и национальная культура стали слепком с духовного портрета Сергия.

Что же это был за портрет? Любопытно сравнить, что происходило в XIII-XIV веках в Церкви восточной и в западной. Примерно за сто лет до рождения преподобного Сергия, в 1225 году, в Италии родился человек, которому суждено было открыть новую страницу в истории западной культуры — Фома Аквинский. Он стал символом рационального познания Бога, в котором человек находит свою связь с Творцом усилиями интеллекта, проще говоря — в голове.

А что практически в это же самое время происходит в восточной Церкви? В 1314 году рождается человек — не мыслитель, но молитвенник. То есть тот, кто находит свою связь с Творцом во внутреннем духовном делании. Проще говоря — в сердце. И это формирует русский дух — как дух, в первую очередь, молитвенный. В нем духовное усилие всегда направлено не на окружающих, а внутрь себя. И это очень рифмуется с тем, что спустя четыре века после преподобного Сергия скажет другой русский святой — преподобный Серафим Саровский: «Стяжи Дух Святой в душе своей и вокруг тебя спасутся тысячи».