15.07.2012
Житие преподобного Сергия, написанное Епифанием Премудрым, лишь отчасти дает ответ на этот вопрос. Оно ввело в русскую культуру рассказ о том, как мальчик Варфоломей стал чудесным образом постигать грамоту после того, как встретил на реке незнакомого старца и пригласил его к себе в дом. Именно этот эпизод определил всю дальнейшую судьбу подвижника. У Сергия почти все происходит «вдруг» — находятся силы уйти в глухой лес и основать обитель, не нарушая желания родителей, затем маленький монастырь практически сразу становится духовным центром Руси, а Сергий — ее игуменом. Причем происходит все это вопреки желаниям самого преподобного Сергия.
На протяжении всего жития Сергий Радонежский убегает от земной славы: нанимается к одному из иноков построить келию за решето гнилого хлеба; настолько сильно не желает быть игуменом, что это вызывает ропот у части братии. Уже став почитаемым на Руси отшельником, к которому прибегают за советом князья, преподобный ходит в настолько плохой одежде, что крестьянин отказывается признать в нем игумена, пока не увидит правителя, который земно кланяется монаху.
В этом поклоне власти святому кроется успех возрождения Руси в 1380 году. Московский князь Дмитрий приходит в обитель Сергия Радонежского и просит у него благословения на битву с Мамаем. Эта встреча стала итогом деятельности преподобного по укреплению народного духа. Этот подвиг помог избавиться от поколенческой травмы — страха перед монголо-татарами. Чуть больше ста лет прошло с первых страшных набегов кочевников на Русь. Непосредственные очевидцы разорения Киева или Рязани уже давно умерли, но страх перед захватчиками остался: люди уезжали с насиженных мест, матери пугали непослушных детей татарином. Можно было опустить руки и решить, что бороться с завоевателями бесполезно. Но именно в этот момент Церковь оказала огромное влияние на русский характер. Митрополит Московский Алексий вместе с преподобным Сергием помогали собирать земли вокруг Москвы, уговаривали удельных князей забыть старые обиды и помочь князю Дмитрию. В результате на Куликовом поле Русь впервые остановила ордынские полчища.
Игумен Сергий продолжил свое дело воспитания народа. Еще при жизни преподобного его ученики основали множество монастырей на северо-востоке Руси. Обители эти стали духовными и социальными центрами Руси. Там помогали беднякам, покоили стариков и больных, воспитывали сирот, молились, и народ откликнулся на эту молитву. Преподобный Сергий скончался в 1392 году, его мощи были обретены в 1422-м, и практически сразу в обитель пошел народ просить святого о помощи. Поток паломников в Троице-Сергиеву лавру не прекращается до сих пор.
При этом образ преподобного Сергия в народе удивительно близок к святителю Николаю Чудотворцу. Многочисленные сказания о чудесах и видениях изображают святого в виде простого старичка, который готов принять от мужика последнюю холстинку в качестве пожертвования, в то время как привратники у раки с мощами гнушаются этим даром. Сергий Радонежский стал одним из любимых русских святых именно потому, что всегда был готов незаметно прийти на помощь. Если святитель Николай тайно по ночам бросал мешочки с золотом в дом бедняка, чтобы тот смог выдать дочерей замуж, то Сергий воскресил маленького ребенка и сказал его отцу, что дитя не умерло, а просто замерзло, а потом отогрелось. Возможно, именно в этих словах содержится суть подвига преподобного. Сергий Радонежский не только воспитатель, но и «отогреватель» русского народа — народа, который замерзал и замерзает от различных скорбей.