08.12.2012
«Музей священника Павла Флоренского» в доме № 16/12 по улице Бурденко (некогда — доходный дом Н. Н. Печковской, где до 1933 года жил о. Павел) — это негосударственное некоммерческое учреждение культуры, существующее на добровольные пожертвования. Попасть туда можно лишь по предварительной договоренности, хотя гостям здесь всегда рады. К трагическому юбилею музей ненадолго перевез свою коллекцию на Остоженку, в МАММ (или «Московский Дом фотографии»).
Выставка для «Дома фотографии» — непрофильная, хотя и сам о. Павел фотографировал, и в экспозиции очень много архивных снимков, запечатлевших и его, и многочисленную семью, и друзей-знакомых. В том числе известного духовного писателя Сергея Фуделя, который и назвал Флоренского «русским Леонардо да Винчи». По мне, точнее расширенное определение философа Василия Розанова: «Это Паскаль нашего времени. Паскаль нашей России… Кроме колоссального образования и начитанности, горит самым энтузиазмом к истине… Он неизмеримо еще выше Паскаля, в сущности — в уровень греческого Платона, с совершенными необыкновенностями в умственных открытиях, в умственных комбинациях или, вернее, в прозрениях».
Выставка пытается восстановить многочисленные «комбинации» и «прозрения», демонстрируя рукописи, изданные книги, черновики и рисунки о. Павла. Тут и схемы по истории античной философии, и диаграммы, иллюстрирующие взаимоотношения между подлежащим и сказуемым с теологической точки зрения (Флоренский был идеологом «имяславия» и автором текста «Магичность слова»), и какие-то математические диаграммы. Названия книг уже показывают нечеловеческую эрудицию — «Диэлектрики и их техническое применение», «Обратная перспектива», «Столп и утверждение Истины» — физика, искусствоведение, богословие. И много чего еще. В Соловецком заключении, например, Флоренский изобрел способ получать сахар из морских водорослей — то, что сегодня называется агар-агар.
Он был еще и политологом. Главным экспонатом выставки организаторы считают рукопись «Предполагаемое государственное устройство в будущем», странный и страшный текст, написанный в тюремной камере в марте 1933-го, после ареста по делу несуществовавшей «контрреволюционной национал-фашистской организации «Партия возрождения России». Это самооговор в защиту других осужденных, многих из которых Флоренский даже не знал. Он пишет манифест для фиктивных заговорщиков от своего имени, обсуждая возможность интервенции со стороны Германии. Но и там высказывает свои выстраданные мысли, которые до сих пор донельзя актуальны.
«Бюрократический абсолютизм и демократический анархизм равно, хотя и с разных сторон, уничтожают государство». Это ведь про Болотную и Поклонную, не правда ли?
«Государство, начинающее будущую культуру, смотрит вперед, а не назад, и свои расчеты строит на будущем, на детях». Это ведь для Минобрнауки, не так ли?
Любая фраза о. Павла могла бы определить наш духовный строй. На стенах выставки воспроизведены фразы из его завещания детям. Например, «Мое чувство... не изменять назначенному нам стоянию в олтаре Господнем». Павел Александрович никогда не изменял выбранному пути. Не сняв сана после революции, он честно служил новой власти, приходя на работу в рясе. Не предавал никого в тюрьмах и лагерях. И смиренно принял свою участь ровно 75 лет назад.