08.11.2013
Выставку 4 ноября посетили президент Путин и патриарх Кирилл. Предстоятель РПЦ на церемонии открытия сказал: «По милости Божией сегодня мы живем в то время, когда людям доступна информация и они сами могут делать выводы о том, что происходило в истории».
Первое, что встречало отстоявших очередь посетителей, — Феодоровская икона Божией Матери. По легенде, автор иконы — евангелист Лука. Как попала она в северные края доподлинно неизвестно, но первое упоминание о ней относится к XIII веку. Поначалу образ хранился в храме Городца, пока город не уничтожили войска Батыя, а церковь — вместе с хранящейся там святыней — сожгли. Но через несколько лет икона была вновь обретена — около Костромы. Согласно легенде, жители видели на улицах святого Феодора Стратилата, при этом великомученик держал образ Богоматери. Икону затем нашли неподалеку от города, у реки Запрудни — святыня покоилась на дереве. Ее поместили в церковь Феодора Стратилата, отсюда она и получила имя.
В 1613 году Феодоровской иконой Божией матери благословила на царствование Михаила Федоровича его мать, инокиня Марфа. Неудивительно, что Романовы чтили образ особо, совершали паломничество для поклонения в Кострому. В честь иконы становились «Федоровнами» переходящие в православие будущие императрицы.
История царствующего рода, которому покровительствовал чудотворный образ, рассказана в Манеже с помощью 3D-инсталляций, плазменных экранов, анимированных коллажей, лайтбоксов и прочих достижений техники. Например, Смутное время, с которого начинается повествование, иллюстрируется инсталляцией, показывающей охваченную пламенем Москву. Иллюзия реальности происходящего достигается, в том числе, звуковым рядом — характерным потрескиванием огня.
Рассказы о славных и не очень деяниях царей сопровождаются статистическими данными, высказываниями монархов, неожиданными фактами и прочим. Например, при Михаиле Федоровиче была не только установлена централизованная власть, но и появились первые на Руси очки — у самого государя. Он же пользовался доселе невиданной в этих краях подзорной трубой — любил царь заморские диковинки. Ко времени его правления относится и первое упоминание об утюге и даже о Петрушке — не зелени, а кукле. Тогда же стали говорить «без дураков», а также построили водопровод — с его помощью вода из Москвы-реки поступала в Кремль. Мирная, размеренная жизнь сказалась на демографии — население страны увеличилось с трех до семи миллионов человек.
А вот первый военный парад устроили во времена Алексея Михайловича — торжественное шествие прошло перед Кремлем. В его же царствование состоятельные граждане попробовали кофе — заморский продукт завезли с Ближнего Востока. При втором венценосном Романове вышел указ о разведении на юге страны арбузов. Тогда их варили с острыми пряностями — не сырыми же есть. Но кулинарные изыски на том не закончились: из Франции доставили «садовую землянику» — клубнику по-нашему. Зато тульский пряник впервые упоминается во времена Федора Алексеевича. Нефть близ Иркутска найдена при нем же.
Эпоха Петра I, несмотря на «вызубренность» в школе, вызывает у публики неподдельный интерес. «Читала его переписку с Екатериной — любопытно, как говорится, писал», — делится любительница истории с подругой. «Слабеньким оказался, очень слабеньким», — это уже посетители о великом князе Михаиле Александровиче, отказавшемся от прав на престол. На выставке представлена копия акта его отречения, как и дубликат документа, после подписания которого Николай II перестал быть императором. Но главный экспонат — жезл Михаила Федоровича из дерева и серебра, украшенный сапфирами и турмалинами. Именно жезл как символ царской власти был вручен первому Романову в Костроме в 1613 году.
При последнем Романове в России построили первый вытрезвитель, при нем же на страну упал Тунгусский метеорит. А спустя какое-то время на головы свалилось кое-что пострашнее...
«Россией управлять несложно, но совершенно бесполезно», — уверял афористичный Александр II. Постер с этой цитатой, конечно, не очень утешителен для высоких гостей выставки...