Мария Лемешева: «Культурное партнерство с Сербией — ​не менее важно, чем экономическое»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

24.10.2019

С 24 по 27 октября в Белграде пройдут традиционные «Дни российского кино в Сербии», организованные продюсерской компанией «Синемарус» при поддержке Союза кинематографистов России, посольства РФ, Россотрудничества, мэрии Белграда и югославского киноархива.

Продюсер форума, главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева рассказала «Культуре» о программе форума, новых трендах кинематографа и творческих планах.

культура: Как родилась идея проведения форума? Каковы принципы отбора программы?
Лемешева: Кино — ​универсальный способ коммуникации, язык, на котором разговаривают все народы мира. Поэтому Дни национального кино за рубежом — ​очень полезное и важное начинание, помогающее создать устойчивый позитивный образ нашего государства и позволяющее найти точки соприкосновения между различными культурами. Сербию мы выбрали потому, что вот уже более двухсот лет она союзник России с близкой (тут и православная вера, и кириллическая письменность) культурой и схожим историческим путем. К тому же сейчас Сербия — ​наш стратегический партнер, что мы своим кинофорумом лишний раз и подчеркиваем. Культурное партнерство — ​не менее (а порой даже более) значимый фактор, чем экономическое или политическое сотрудничество. При отборе картин руководствуемся простыми правилами: это должны быть качественные, удачные и вместе с тем очень разные фильмы, произведенные российской киноиндустрией за отчетный год.

культура: Каковы, на Ваш взгляд, новые тренды российского кинематографа?
Лемешева: Трендом последних лет считаю постепенное возрождение кинематографа для детей и подростков, пребывавшего многие годы в глубоком кризисе. В доказательство благотворных изменений могу привести то, что в прошлом году мы показывали в Сербии «Последнего богатыря», а в этом покажем мультфильм «Снежная королева: Зазеркалье» и фэнтези «Эбигейл». Мы представляем сербскому зрителю весь спектр отечественного кинопроизводства. Место в программе нашлось и арт-хитам (в 2018-м это был «Довлатов» Алексея Германа-младшего, сейчас — ​прогремевший на «Кинотавре» «Бык» дебютанта Бориса Акопова), и зрительскому кино: за этот сегмент отвечают военный экшн «Т‑34», триллер «Герой», комедия «Семь ужинов» и драма «Битва».

культура: Как обстоят дела с национальным кинематографом Сербии? Нет ли планов показать знаковые фильмы в России?
Лемешева: У сербского кинематографа богатая история. Первое, что приходит в голову, когда говорят о сербском или, шире, югославском кино — ​это, конечно, Эмир Кустурица. Действительно, он самый известный, самый признанный (на его счету две «Золотые пальмы» Канна), самый успешный режиссер страны. Но сербское кино им не исчерпывается. Выдающиеся мастера и целые школы были и до него (нельзя не упомянуть «югославскую черную волну» 60-х, к которой причисляются такие разные, но в равной степени важные режиссеры, как Душан Макавеев, Живоин Павлович, Александр Петрович). Есть они и сейчас. Продолжают работать режиссеры старшего и среднего поколения — ​Горан Паскалевич, Срджан Каранович, Горан Маркович. Приходят молодые — ​например, Стефан Арсениевич или Майя Милош. Главные международные успехи сербского кино в 2010-е — ​это скандальный «Клип» Майи Милош, победивший на Роттердамском фестивале, «Парад» Срджана Драгоевича, взявший три приза Берлинале, и, конечно, «Сербский фильм» Срджана Спасоевича, одна из самых шокирующих картин в истории. Российский зритель, возможно, уже знаком с перечисленными лентами, но провести ретроспективу современного сербского кино, показать эти и другие значимые работы было бы все равно очень познавательно.

культура: Что для Вас лично является главным критерием успешности кинофорума?
Лемешева: Думаю, что успешным он будет, если привлечет максимальное количество зрителей, которые познакомятся с современным российским кинематографом. Еще лучше, если сербская аудитория не только хорошо проведет время, но и проявит интерес к России и русской культуре. И, конечно, триумфом станет налаживание новых контактов между кинематографистами, продолжение сотрудничества (а за примерами успешной российско-сербской копродукции далеко ходить не нужно, можно вспомнить хотя бы недавний «Балканский рубеж»).

культура: Что для Вас Сербия? При каких обстоятельствах Вы сказали: «Ах, а вот ты какая страна!» Как изменилось самосознание народа после раздела Югославии? Какими надеждами живут сербы, каким видят свое будущее в Евросоюзе?
Лемешева: Сербия — ​действительно, братская страна. Сербы очень похожи на русских (разве что кровь у них чуть горячее). Похожи и своей ментальностью, и национальным характером, и исторической судьбой. Для сербов распад Югославии стал потрясением, наверное, большим, чем для других народов некогда единой страны. Тем более, что именно сербы в итоге были обвинены во всех грехах разразившейся на Балканах гражданской войны. Сейчас сербы постепенно «встают на крыло», и надежды их связаны не только с Европой, но и с Россией, которая до сих пор воспринимается если не «старшим братом», то надежным союзником, не бросающим в беде.

культура: Насколько идеологизирована сербская публика? Есть ли картины, которые она точно не примет?
Лемешева: Сербская публика — ​это люди, остро проживающие историю своей страны. Конечно, на национальной ментальности отразилась коллективная травма, обусловленная катастрофой 90-х: распадом государства, гражданской войной и геноцидом. Говоря об политизированности, ангажированности сербских зрителей, нужно иметь в виду, что у них есть потребность во взгляде на события 90-х со своей точки зрения. Голливуд (и, шире, вся западная культура) обычно удовлетворялся взглядом с боснийской или албанской стороны и предпочитал во всем обвинять сербов. Восстановление справедливости, взвешенная оценка — ​то, в чем нуждается сербский зритель, то, что он хочет найти хотя бы в кино.

культура: Составили ли Вы портрет типичного читателя «КиноРепортера», отличается ли он от образа поклонника журнала The Hollywood Reporter?
Лемешева: Читатель «КиноРепортера», как и читатель THR, любит хорошее кино и хочет «из первых рук» узнавать о том, что происходит в мире кинематографа прямо сейчас. Отличия, конечно, тоже есть: этот читатель, скорее, заинтересован именно в российском кинопроцессе, он желает знать больше о новых трендах, тенденциях и поветриях местной индустрии, хочет «пройти за кулисы» отечественного кино. В следующем году мы, как и прежде, будем предоставлять читателю возможность погрузиться в российскую киноиндустрию, будем работать ее «глазами и ушами» в мире кино.

культура: Успех каких лент этого года показался Вам знаковым и отрадным?
Лемешева: Если говорить о русском кино, то я рада за триумф «Быка» Бориса Акопова на «Кинотавре» и за успех «Дылды» Кантемира Балагова в Канне. Кроме того, хотелось бы отметить интенсивное развитие русских сериалов: например, совсем недавно завершившийся «Шторм» Бориса Хлебникова и Натальи Мещаниновой вполне может тягаться с продукцией HBO и AMC. Что касается кино мирового, то считаю вполне заслуженной победу в Канне «Паразитов» Пона Чжун Хо, однако фильм года для меня — ​«Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино. Этот фильм я обязательно еще не раз пересмотрю. В нынешнем году в прокат должны выйти «Девятая» Николая Хомерики и «Союз спасения» Андрея Кравчука. Обе картины сняты талантливыми режиссерами, действие разворачивается в декорациях русского XIX века. Выход на экраны этих проектов я очень жду и надеюсь, что их ждет успех.


Фото на анонсе: Борис Захаров