21.06.2022
Литературных премий в России великое множество. Среди них есть пафосные, помпезные, существующие при поддержке государства и крупных фондов, захватывающие Красную и Дворцовую площади, лучшие залы и рестораны для фуршетов. А есть и маленькие, почти камерные, основанные на частной инициативе, вкусах и пристрастиях.
Для истории отечественной словесности интересны и те и другие. Они, быть может, и не обеспечивают бессмертия в культуре, но по крайней мере создают информационный повод, позволяющий упомянуть те или иные имена. Автору, который, по выражению Козьмы Пруткова, нуждается в призвании, как скрипач-виртуоз в канифоли, это всегда приятно, читателю же — интересно и познавательно, ибо любое премиальное событие обращает внимание на имена, расширяющие пределы общепринятого мейнстрима.
Премия «Антоновка 40+», чья церемония награждения состоялась 18 июня в галерее Заренкова в Санкт-Петербурге, как раз из числа небольших, еще не получивших широкой известности премий, созданных группой единомышленников. В отличие от большинства ей подобных, у нее нежная, личная и благородная история. Это своего рода оммаж благодарных учеников своему учителю — Алексею Константиновичу Антонову, филологу, критику, прозаику и поэту, много лет служившему доцентом в Литературном институте и объединившему вокруг себя интересных молодых авторов, поклонников и сочувствующих.
Как всякий харизматик, Антонов не только успел многое сделать за свою не слишком длинную жизнь, но и оставил о себе добрую и благодарную память. Она-то и воплотилась в премии.
Уроженец Севастополя (1955), Антонов учился на филологическом факультете МГУ, Высших литературных курсах и аспирантуре Литинститута. Занимался русским романом и теорией жанров. Более 20 лет преподавал введение в литературоведение и теорию литературы в Лите и на ВЛК. Одновременно сам писал стихи и рассказы.
В 2007 году он основал литературный кружок современной прозы «Белкин» и тут же начинает выпускать одноименный альманах. В 2012 году за «Белкиным» последовал кружок «Ленский», теперь уже о поэзии.
Ректор Литинститута конца 80-х и министр культуры РФ в 90-е годы Евгений Сидоров писал об Антонове: «Думаю, он учит свободе, как основе творческого поведения. Но эта свобода только тогда имеет смысл, когда в основе ее не поведение, а творчество... Иван Петрович Белкин никогда не видел моря. Но он поручил увидеть море севастопольцу Антонову, и не прогадал».
Алексей Антонов скончался в мае 2018 года. И в тот же год его коллеги, ученики и товарищи — Ирина Каренина, Ольга Аникина, Дана Курская, Александр Евсюков, Татьяна Никольская и другие — объединились для работы над изданием его наследия. Одновременно было объявлено и о создании премии «Антоновка 40+».
По замыслу организаторов, новая премия должна служить делу поиска и поддержки малоизвестных и недооцененных авторов старше 40 лет. Это была своего рода ответка на расплодившиеся последнее время «возрастные» премии для молодых — знаменитый «Дебют» и наследующий ему «Лицей», — чьи лауреаты делаются все страннее и страннее год от года. Правда, номинироваться на «Лицей», как известно, можно до 35 лет, а на «Антоновку» — с 40. Куда податься авторам рокового пятилетия с 35 до 40, пока остается загадкой.
У «Антоновки» есть три любопытные особенности. Во-первых, эта премия, существующая уже четыре сезона, до сих пор не была замечена в протекции «своих», что бы ни вкладывалось в значение этого слова. А ведь именно этим порочным протекционизмом, к сожалению, давно грешат самые известные литпремии России. Во-вторых, едва ли не основной номинацией «Антоновки» — и как показал опыт, одной из самых интересных — стала критика. Что естественно ввиду профессиональных предпочтений самого Алексея Антонова. А в-третьих, премия открывает авторов не только из столиц, но и со всей России и постсоветского пространства, оставаясь открытой всему русскому миру.
В итоге за четыре года своего существования «Антоновка 40+» сложилась и нашла свое место в современном русском литературном процессе как премия с «лица не общим выражением» и, главное, крайне дружественной и солидарной внутренней атмосферой. Что есть хорошо.
На протяжении прошедших сезонов премией были отмечены поэты Геннадий Калашников и Илья Леленков (лауреат Григорьевский премии 2021 года), прозаик Владимир Лидский (Бишкек), критики и литературоведы Наталья Ковтун (Красноярск) и Елена Сафронова (Рязань).
Сезон 2022 года стал для «Антоновки» особенным. Организаторы впервые объявили тематический конкурс, названный «Крейсер Санкт-Петербург» по мотивам рассказа Антонова «Виктория». Поэтому, хотя премия сугубо московская и прочно привязана к Литинституту, церемония награждения победителей тоже прошла в Северной столице.
Среди лауреатов и бенефициаров «Антоновки 40+» оказалось как минимум два «тяжеловеса» из числа тех, кого только с очень большой натяжкой можно отнести к категории «малоизвестных» и «недооцененных». Это культовая питерско-одесско-нью-йоркская певица, писатель, поэт и художник Юлия Беломлинская, своего рода знак и символ богемы трех городов и трех десятилетий, и замечательный питерский прозаик и поэт Дмитрий Григорьев, который на сей раз оказался представлен в роли литературного критика.
Но обо всем по порядку. В официальном пресс-релизе во главе угла нынешней «Антоновки» значится критика. С нее и начнем.
Первое место тут получил Михаил Тенников с очерком «Геннадий Григорьев. Стрелец неприкаянный». Очерк посвящен одному из главных поэтов и героев литературного Петербурга конца ХХ века, и поэтому выбор жюри тут вполне объясним.
Второе место в критике у еще одного Григорьева, на сей раз Дмитрия, которого мы уже упоминали. Дмитрий Григорьев отмечен за квазилитературоведческую работу с зубодробительным названием «Депрессионизм как явление русской поэзии постбрежневской эпохи».
На самом деле под наукообразным названием скрываются живые и непосредственные воспоминания о культурной и контркультурной жизни города и страны конца прошлого века, а также о литературной группе, куда входили Михаил Кондратьев, Вячеслав Филиппов, Борис Пузыно, а также собственно Дмитрий Григорьев, автор работы. Получилось очень живо и весело, несмотря на соблюдение всех литературоведческих формальностей.
И, наконец, третье место в критике получила Наталья Новохатная из Кишинева за работу о творчестве одного из самых оригинальных и интересных современных русских прозаиков, лауреата «Ясной Поляны» Валерия Былинского.
Наверное, критика - самая яркая и интересная номинация в нынешней «Антоновке», плотно упакованная по-настоящему талантливыми работами. И сами тексты, и их темы много способны рассказать и об эпохе, и о мире, в котором мы живем.
Номинацию «Проза» ввиду явного преимущества выиграла Юлия Беломлинская. Ее «Маленький зеленый городок моего детства» - это не только ностальгия и радость воспоминания, не только печаль об остающейся где-то за спиной молодости, но и насыщенный ритм, уверенное дыхание, чистота стиля и собственный язык, то есть все то, что и отличает хорошую прозу от простого плетения словес.
В поэтической номинации Беломлинская также была первой, разделив на сей раз лавры с «тихой» питерской поэтессой Мариной Евсеевой, у которой — при всей привычности ритмического и словесного ряда — не отнять тонкой, трогательной и проникновенной интонации.
Сама церемония вручения наград победителям, а также лауреатам специальных призов и отметин жюри (а их у Антоновки очень много, не зря же премия направлена на поощрение недооцененных авторов), прошла в галерее питерского мецената Вячеслава Заренкова. Любопытно, что и он не так давно учредил свою собственную премию «Созидающий мир» с многомиллионным бюджетом. На церемонии выступили представители дружественных Антоновке писательских союзов, изданий, фестивалей и премий, члены жюри и просто хорошие люди. Поэты читали стихи, красивые дамы блистали в длинных платьях, а под конец пел Александр Джигит, непременный участник многих питерских литературных мероприятий, автор романсов и баллад на стихи современных поэтов великого города.
В очередной раз подумалось: как же хорошо, что у нас в стране много премий. Они, несмотря ни на что, иллюстрируют непобедимое разнообразие культурной жизни России.