18.11.2021
Южнокорейский сериал режиссера Хван Дон Хёка «Игра в кальмара» за первые двадцать пять дней показа набрал 111 миллионов просмотров и установил рекорд на платформе Netflix. Триллер о жестоких играх на выживание, участники которых рискуют своей жизнью, чтобы выиграть приз в 45,6 млрд вон, стал самым популярным за всю историю сервиса. Кроме того, на волне взрывной популярности сериала продажи мерча — аксессуаров, игрушек, сувениров и одежды по мотивам шоу — на интернет-площадке Wildberries выросли за неделю в двадцать пять раз. А на маркетплейсе AliExpress число ежедневных запросов покупателей, ищущих товары по «Игре в кальмара», выросло более чем в два раза за десять дней. Наибольшей популярностью пользуются маски, в которых ходили герои сериала. Получается, что сериал реально затронул значительное количество людей, они ассоциируют себя с его героями. Все хотят играть в кальмара. Но почему?
Фильмов про игры на выживание снято достаточно, тут можно вспомнить и «Голодные игры», и «Бумажный дом», и «Алису в пограничье». Но почему-то именно «Игра в кальмара» завоевала всенародную любовь во всем мире. Первое, что подумалось после просмотра «Кальмара», что никакой это не триллер, как заявлено на афишах, а классическая сказка – корейский Иван-дурак, идет в логово Кощея-бессмертного. Только триггером в современной истории является не случайная муха, севшая на нос Ивану, а визитная карточка с логотипом игры, полученная от странного человека.
Итак, раскинем карты Проппа и соберем сказочный конструктор. Жил-был корейский Иван-дурак — Сон Ги Хун, со своей старухой-матерью. Особое обстоятельство – герой за десять лет безработицы погряз в долгах и ему угрожают кредиторы (режиссер объяснял, что его герой – собирательный образ организаторов забастовки на заводе Ssangyong Motors в 2009 году, которую подавили силами полиции). Далее, по Проппу следует запрет. В фильме мы видим череду явных и косвенных запретов. Бывшая жена запрещает Ги Хуну видеться с дочерью, мать запрещает заниматься ее лечением, распорядители игры запрещают игрокам нарушать правила.
Ги Хун нарушает запреты, враг действует — игра начинается. И далее, следуя логике сказочного конструктора, появляется ложный герой, старик с опухолью мозга. Во взаимоотношениях с этим дедушкой-одуванчиком и проявится подлинная сущность героя. Ги Хун опекает старика и даже берет в партнеры в одной из игр, хотя всем понятно, что дедушка О Ён Су — самое слабое звено. «Я уже тысячу лет на свете живу, но такого дурака, что о других больше думает, чем о себе, не встречала. Забирай свои яблоки и катись отсюда, пока не передумала», — говорит птица феникс Ивану-дураку в сказке про Кощея. Корейская же птица жизни дарует главному герою победу в садистской игре.
А далее очередная закономерность структуры мономифа — разоблачение ложного героя. Дедушка Ги Хун, участвующий в игре под номером один оказывается главным злодеем и устроителем экстравагантного развлечения для богачей. Недаром многие сходятся во мнении, что самое сильное место сериала — прибытие на остров ВИП-персон, делающих огромные ставки и воочию наблюдающих, как люди убивают друг друга ради этих денег.
На последних минутах сериала к главному герою приходит самосознание — из пассивного дурака он превращается в воина света и бросает вызов Кощею. Все. Конец.
Далее, руководствуясь Проппом, можно предсказать события следующего сезона. У Ивана появится друг-помощник (скорее всего, полицейский, который вел расследование и раненый упал в море), и они вместе победят зло. Вот, собственно, и вся история.
И снова возникает вопрос: в чем дело? Почему эта незатейливая, уже давно рассказанная в разных вариантах история, наделала в мире столько шума? По всей видимости, это связано со временем ее появления. В современном мире буквально во всех странах значительно обострились социальные проблемы и противоречия. Это касается даже вполне благополучной Южной Кореи. Времена «чудес на реке Хан» прошли. Создатели фильма показали, как неожиданное увольнение, неудачное капиталовложение или просто череда злоключений могут подтолкнуть людей к тому, чтобы обратиться к кредиторам, выдающим деньги под большие проценты, для того лишь, чтобы свести концы с концами. Так сегодня происходит повсюду. Происходит дальнейшее расслоение общества, его малая часть становится еще богаче, а большинство все беднее.
Ситуацию усугубляют высокая безработица среди молодежи и повышение цен на недвижимость. Количество людей с долговыми проблемами растет по экспоненте. Корейские Иваны, а с ними и Иваны всех стран недовольны происходящим и ищут виновного.
Похоже, парадоксальным образом мир возвращается к тому, возрождение чего считалось невозможным. Главным Кощеем в глазах униженных и обделенных становятся капитализм и диктатура наживы. Мир устал от так называемой власти рынка и власти развращенных деньгами людей. Фильм попал в одну их самых чувствительных точек эпохи. В плейлисте российских школьников — советские песни, Америка заражена левыми идеями, французский банкир Жак Аттали пишет биографию Маркса, президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб пропагандирует левый тоталитаризм. А ведь новая сказка только начинается.