24.12.2019
Издательство «Эксмо» провело успешный судебный процесс против видеохостингов YouТube и «Яндекс.Видео». На них была выложена нелегальная аудиокнига китайского писателя-фантаста, права на русский перевод которой принадлежат «Эксмо». Теперь по решению суда материалы должны быть удалены. Издательство намерено и далее защищать свои права и в случае продолжения систематических нарушений добиваться по суду вечной блокировки данных видеохостингов в России. Реально ли это?
С 2018-го российский рынок рекламы в интернете по объему и темпам роста опережает телевизионную рекламу. На нее компании в прошлом году потратили более 200 миллиардов рублей. Значительная доля этих средств уходит видеохостингам, таким, как YouТube, которым владеет корпорация Google.
Современную экономику часто называют «экономикой внимания». Человеческое внимание стало тем дефицитным ресурсом, который успешно продается и покупается на рынке. Причем плату тут получает, конечно, не сам человек. Его временем и вниманием торгуют между собой корпорации. А пользователь за это получает доступ к «бесплатному контенту» — книгам, статьям, кинофильмам, видеороликам, аудиозаписям, изображениям.
Иногда контент создают сами пользователи. Днями и ночами мы сидим в социальных сетях, пишем, выкладываем фотографии, создаем невероятный поток обновлений «ленты» и ничего за это не получаем, кроме «лайков». И, кажется, что таков виртуальный «коммунизм», когда все бесплатно трудятся, но и получают все, что захотят, тоже бесплатно. Однако интернет вовсе не «коммунизм», а еще какой рынок. Просто на нем зарабатываем не мы — зарабатывают на нас. Корпорации, владеющие интернетом, продают наше внимание вовсе не за «лайки», а за миллиарды рублей в России и за миллиарды долларов во всем мире. В конечном итоге эти деньги будут заплачены нами, когда мы станем покупать товары и услуги, в цену которых заложены расходы на рекламу в интернете.
Кустарный контент, который добровольно и бесплатно производят пользователи в социальных сетях, это хорошо, но мало. Важным способом привлечь внимание, получить подписчиков, читателей, слушателей и зрителей на свой интернет-ресурс является размещение популярных, качественных, профессиональных произведений: книг, фильмов, песен и так далее. Очень часто такое размещение совершается без разрешения правообладателей. Авторы, издатели не получают ничего, произведения выкладываются в Сеть «бесплатно». Но делается это вовсе не бескорыстно.
На примере «Эксмо», в том числе, мы наблюдаем, как российские правообладатели начинают активно бороться за свои интересы. Хотя «вечная» блокировка в нашей стране самого популярного видеохостинга, YouТube, выглядит пока, скорее, как фантастика, почище той самой фантастической аудиокниги китайского автора. Если мы вспомним, какие деньги вращаются в данной сфере, то поймем, что заинтересованные лица будут отстаивать свои источники доходов. Весь рынок печатной книги в России за 2018-й год составил около 75 миллиардов рублей, то есть примерно в три раза меньше, чем доходы владельцев интернета от рекламы. Сразу видно, кто больше, толще и сильнее. Однако Роскомнадзор может проявить «политическую волю» и включить любой сайт в реестр запрещенных. Тем более что есть именно политические основания сделать так.
Помимо того, что иностранные корпорации не стесняются зарабатывать на «пиратском» контенте в России, часто эти площадки используются для активной антироссийской пропаганды. Появляются и материалы экстремистского характера, призывающие к насилию и разжигающие межнациональную и межконфессиональную рознь. Как бы мы ни любили «свободу слова», но государство и общество обязаны защищаться. Ведь основная аудитория интернета, молодежь, по своей природе податливая и внушаемая.
Интернет, разумеется, должен оставаться территорией свободы. Нельзя вводить ни идеологическую, ни экономическую цензуру. Хватит нам того, что телевидение у нас стало довольно скучным и практически полностью скатилось до уровня ширпотреба. Но свобода не означает беспредела. Свобода в интернете не значит, что можно воровать книги и фильмы, в создание которых были вложены и труд, и средства других людей, размещать их на своем сайте и зарабатывать на продаже рекламы. Свобода в интернете не значит, что можно оскорблять государство, народы, клеветать на историю. Сами корпорации, между прочим, жестко контролируют контент в этом смысле: попробуй на Facebook напиши что-то плохое о меньшинствах или просто слово «хохол» — блокировка прилетает моментально.
Так что цензура у них уже по факту есть, просто она несколько односторонняя и не учитывает интересы именно российского общества. И этот пробел в регулировании должен быть восполнен.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции