17.01.2019
Первый вопрос — внесение изменений в закон, называемый для краткости «о музеях-заповедниках». Сегодня они имеют статус музейных учреждений и одновременно объектов культурного наследия, причем рассматриваются как целостные памятники. Это создает ряд правовых коллизий. Например, охранный статус по факту имеют и дворцы, и современные хозяйственные постройки. Законопроектом предусматривается отделение именно настоящих памятников и внесение их в реестры объектов культурного наследия федерального или регионального значения. Документ, принятый в первом чтении, поступит на повторное рассмотрение нижней палаты 6 февраля.
Еще один важный вопрос — «Значение государственно-частного, муниципально-частного партнерства и концессионных соглашений для сохранения объектов культурного наследия». О том, как организовать эффективное взаимодействие власти и бизнеса, депутаты, чиновники, представители музейного сообщества и прочие заинтересованные стороны поговорят на круглом столе. Его решили назначить на 22 января.
Особая задача комитета на ближайшее будущее — парламентский контроль за ходом реализации предложенного Владимиром Путиным национального проекта «Культура».
— Любой контроль имеет смысл только при системности, поэтому сразу после Нового года мы попытались спланировать регулярность мониторинга и определить его критерии, — подчеркнула глава комитета Елена Ямпольская.
Рабочую группу возглавил зампред комитета Александр Шолохов.
— Нами были разосланы письма полномочным представителям президента России по федеральным округам с тем, чтобы собрать информацию о культурных проектах, предложенных региональными властями, — сообщил он. — Напомню, решения о том, какие именно проекты имеют право на жизнь, будут приняты в ноябре. Но, думаю, не стоит столько ждать, правильнее уже сейчас выяснить, как движется процесс, определить места, где мы могли бы помочь: не просто проконтролировать, но и деятельно поучаствовать.
Рабочая группа будет собираться ежемесячно, ближайшее заседание намечено на 6 февраля. А в апреле состоится круглый стол, куда пригласят уже чиновников федеральных и региональных ведомств.
Анонсируя план работы на весеннюю сессию, Елена Ямпольская напомнила, что Госдума продолжает рассматривать целый ряд инициатив, исходящих из комитета по культуре, исполнителями по которым являются иные комитеты.
— Поскольку мы формально числимся соисполнителями, этих законопроектов нет в нашем официальном плане, но они — важнейшая часть нашей работы, — уточнила глава комитета.
В частности, речь идет о внесении изменений в нормативные акты, касающиеся запрета использования нацистской символики в фильмах и печатных изданиях.
— Наша главная цель — не допустить, чтобы законопослушные граждане, желающие вспомнить подвиг предков, боровшихся с нацистами, попали под серьезные административные санкции, — отметила Елена Ямпольская.
Кроме того, накануне Нового года комитетом по культуре в Государственную думу был внесен законопроект об изменениях в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
— Сложилась абсурдная ситуация: люди вынуждены реализовывать свою художественную идею, выбирая самую дешевую услугу, — пояснила необходимость изменений Елена Ямпольская. — Или планировать свое творческое расписание на три года вперед: в театре это совершенно невозможно.
Уже 28 января состоится первое заседание Общественного совета при комитете. Его тема — современные методы взаимодействия государства и культуры.
— Позавчерашние и вчерашние методы сегодня не действуют, — подчеркнула Ямпольская. — Вспомните, какой резонанс вызвала попытка запретить концерты рэперов. Считаю, пришло время разобраться в том, какими могут стать рычаги влияния в нашей сфере, и очень надеюсь, что на заседании Общественного совета мы услышим много интересных мнений.
Что примечательно, в деятельности совета, созданного в прошлом году, согласились принять участие люди таких разных взглядов и убеждений, как, например, Захар Прилепин и Андрей Макаревич.
— В Общественный совет вошли люди с громкими именами. Те, чье мнение может прозвучать на всю страну, это важно для обсуждения гуманитарной повестки в самом широком смысле, — пояснила Елена Александровна. — Теперь перед нами стоит задача создать Экспертный совет. Есть возможность сформировать его по конкретным видам, направлениям искусства. В него могут войти совершенно не медийные люди, но профессионалы в своем деле.
Незадолго до заседания комитета, также во вторник, Госдума в первом чтении одобрила законопроект о противодействии «билетной мафии».
— Очень рада, что законопроект, первая попытка навести порядок в этой области, принят единогласно, — поделилась Ямпольская и добавила, что при дальнейшей доработке следует учитывать различие позиций элитарных столичных театров, где спрос превышает предложение, и региональных театров, важнейшая задача которых — распространить билеты и наполнить зал.
— Исходим из того, что должны быть соблюдены интересы всех сторон, — подчеркнула Елена Ямпольская. — У каждого из нас на руках может оказаться лишний билетик. И человек должен иметь возможность продать этот билет по номиналу, не опасаясь привлечения к административной ответственности. В Думу поступил целый пакет документов, часть из них касается законодательства о культуре, но есть и предложения по изменению Кодекса об административных правонарушениях. На наш взгляд, они предусматривают слишком высокие штрафы, от 100 000 до 300 000 рублей. Законопроект в нынешнем виде написан так, что оштрафован может быть любой человек, просто продающий лишний билетик, или родительский комитет, решивший уступить билеты родительскому комитету параллельного класса.
Одно из нововведений, с которыми члены комитета согласны, разрешает учреждениям культуры продавать персонифицированные билеты — посетить по ним спектакль или концерт получится, лишь предъявив документы, удостоверяющие личность.
— Сейчас в законе такого права не существует, но практики такие есть, правда, они редки, — пояснила Елена Ямпольская. — Приведу в пример Большой театр. Благодаря выпуску персонифицированных билетов Владимиру Георгиевичу Урину удается удерживать очень демократичные цены.
При доработке законопроекта, считает депутат, хорошо бы использовать опыт других стран, скажем, Франции, где запрещена перепродажа билетов на регулярной основе без установления контакта с организаторами зрелищных мероприятий. Вернуть купленный билет, кстати, во Франции нельзя.
— Сегодня это также обсуждалось, представители оппозиционных фракций предлагали ввести именно такую меру, тем самым защитив театры от возврата билетов перекупщиками, — за час до начала спектакля они по номиналу сдают обратно в кассу все, что не удалось продать, — рассказала глава комитета. — Однако я считаю, что у нас государство социальное, и наши граждане не поймут радикального подхода: мы все можем оказаться в ситуации, когда, к примеру, заболел ребенок или необходимо ехать в срочную командировку. Если в подобных случаях человек не может вернуть билеты в кассу — это несправедливо.