А сову эту мы разъясним

Станислав СМАГИН, публицист

15.03.2018

На обиженных воду возят, но это не мешает нашим согражданам то и дело лезть в бутылку по самым незначительным поводам. Печально, когда этим заняты православные, которым — особенно в Пост — стоило бы бороться с собственными страстями, а не с чужими недостатками.

СМИ с радостью пишут о том, что некие верующие активисты ополчились на писательницу Ларису Белоиван, выложившую в соцсетях юмористический рассказ о «божественном происхождении совы». В итоге из-за многочисленных нападок и угроз судебного преследования автор произведение удалила.

Впрочем, это критиков не остановило, а когда за женщину заступился председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда, сказавший, что лично ему рассказ не понравился, но такой реакции текст явно не заслуживает, — обвинения в двурушничестве и маловерии посыпались и в его адрес.

Еще одна группа верующих, члены движения «Божья воля», выступили против отпевания Олега Табакова. Причина выглядит странной: в Московском художественном театре имени Чехова, которым руководил Олег Павлович, несколько лет назад был поставлен спектакль «Идеальный муж», который многим не понравился из-за критики священноначалия.

«Божью волю» не смутило, что соболезнования в связи со смертью Табакова выразил сам патриарх, назвавший актера «продолжателем и хранителем лучших традиций отечественной артистической школы».

Эти истории — часть большого сюжета, связанного с местом Церкви в современном мире. Сегодня РПЦ находится между двух огней. Радикалы, вроде упомянутых выше активистов, считают ее недостаточно воинственной. Либералы и «левые атеисты», напротив, привычно обвиняют в излишней агрессивности и «сращивании с государством».

Церковь роль умиротворителя, призванного поддержать должный уровень религиозности общества, не впадая в крайности бездействия и чрезмерного оголтелого фанатизма, выполняет, это подтверждается в том числе и критикой от экстремистов с обеих сторон. В 2015 году, например, с интервалом в две недели отпели по православному обряду оппозиционного политика Бориса Немцова и великого писателя-почвенника Валентина Распутина. Конечно, Табакова отпели, несмотря на протесты недовольных.

И в деле Белоиван позиция РПЦ выглядит взвешенной. В современной России не слишком хорошо обстоят дела с юмором на сакральные темы, и это  проблема. Смех запретить нельзя, поэтому если его табуировать, получаются крайности: или «смеяться нельзя, потому что нельзя», или давайте, мол, злословить до полной потери здравого смысла (эта коллизия описана Умберто Эко в романе «Имя Розы»). Помню, сколько либеральной желчи было вылито, когда глава государства назвал Крым сакральным для русской цивилизации местом и сравнил его с Храмовой горой; в то же время святость аутентичной Храмовой горы для иудеев или именование США «Сияющим Градом на холме» никаких протестов не вызывают.

Рассказ Белоиван выглядит не слишком удачной попыткой найти «золотую середину». Посмотрим на его содержание. Бог в райском саду создал непонятное существо, способное вертеть головой на 360 градусов. Озадаченный Господь обратился за помощью к Адаму, который, засмеявшись, спросил: «Зачем башку-то ей так свернул?» По сути, перед нами — литературная вариация на тему карикатур Жана Эффеля из серии «Сотворение мира». В СССР они считались атеистическими и антирелигиозными, но, по сути, были добродушным, хотя, конечно, ироничным и неканоничным пересказом Библии. И в этих рисунках порой проскальзывала пошлость, как и в истории про сову (несколько употребленных там как бы «от лица Господа» нецензурных слов стали одной из главных причин возмущения).

Возможно, после нынешнего скандала такие миниатюры, как «про сову, но тоньше», наконец-то начнут появляться. В конце концов, при явном дефиците адекватного религиозного юмора в письменном виде наш устный фольклор накопил его достаточно. Вот, например. «В храм заходит хамоватый парень, подходит к священнику, бьет его по щеке и, дерзко улыбаясь, говорит: «А что, отче, сказано ведь, ударили в правую щеку, подставь и левую». Батюшка, бывший боксер, хуком слева отправляет обидчика в угол храма и кротко произносит: «Сказано также, какой мерою меряете, такой и вам будет отмерено!» Испуганные прихожане: «Что там происходит?» Дьячок важно: «Священное Писание толкуют».

Есть ли здесь хула? Что делать с верующим, который расскажет этот анекдот? Неужели прихожане храмов не шутят так?

Сейчас процессу более спокойного отношения к вере и религии мешает во многом именно православный активизм экстремистского толка. Реальная защита христиан, их ценностей и образа жизни там, где это необходимо, подменяется дешевой шумихой, часто откровенно провокационной. Бороться и биться за жизнь и права единоверцев на Украине и Ближнем Востоке ведь не так интересно, как воевать с ушедшими гениями или литературными совами. Подобное печальное поведение статистически небольшой, но очень шумной группы людей явно требует пастырского увещевания.

Хорошо, что оно раздается.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции