Неженский вопрос

Андрей САМОХИН, обозреватель «Культуры»

09.03.2017

В Международный женский день Владимир Путин тепло и необычно поздравил соотечественниц стихами Константина Бальмонта. Креативный ход вместе с неподдельной искренностью президента вызвал не только благодарный отклик прекрасного пола, но и волну подражаний в онлайн под хэштегом #ВамЛюбимые. 

Если кого-то раздражает или рассмешило то, что вслед за Верховным некоторые губернаторы и парламентарии срочно озвучили свои стихотворные версии поздравлений, то нашим дамам от этого точно не стало хуже. Равно как и от «Национальной стратегии действий в интересах женщин» на 2017–2022 годы, утвержденной премьером Дмитрием Медведевым аккурат 8 марта. Действия государства, по задумке, должны сократить неравенство на рынке труда, облегчить занятия слабой половины бизнесом и точными науками. 

Вообще, это давние национально-чиновные традиции: подражать поступкам и привычкам лидера державы, а также принимать разные стратегии и концепции «под праздник». Столь же прочные, как, увы, и другой обычай, выражающийся краткой формулой: «поговорили и забыли». 

Хотя пресловутое равенство полов, не расходящееся с законами природы (которые упорно тщатся перепрыгнуть в просвещенной Европе), в нашей стране давно выполнено. А порой и перевыполнено: тип бизнесвумен, строгой женщины-начальницы и главы семьи, экзотичный еще во времена фильма «Москва слезам не верит», стал настолько повсеместным, что вызывает тут и там мужские пересуды-страшилки о наступающем матриархате. Но что же делать, если коня на скаку останавливать и в горящие избы входить все чаще и не по особому на то желанию приходится именно нашим подругам. Поскольку многовато вокруг расслабленных, феминизированных, сбившихся набекрень дядек, не желающих или не способных тянуть грубую лямку.

Однако 8 Марта любой женщине — природу не обманешь — хочется, даже если она публично и яростно отрицает это, побыть слабой, лелеемой и жалеемой. С букетом в руках и с бокалом шампанского на столе. И чтобы муж вымыл посуду, сын и внук не забыли, президент нашел теплые слова... Ну а нормальным мужикам в этот день «западло» не сделать что-то приятное своим половинкам, мамам, бабушкам, коллегам по работе. 

В коллективно-бессознательном восприятии сего праздника поразительный пример того, как народ русский способен переварить и перевоплотить по-своему чуждые ему забугорные вбросы. Ведь именно таким изначально и был День женской солидарности в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие, предложенный немецкой социал-демократкой и суфражисткой Кларой Цеткин на II Международной конференции социалисток, проходившей в Копенгагене в 1910-м. Далее последовали — уже в России, в Петербурге — лекции о равенстве полов 2 марта 1913-го, а спустя четыре года, 23 февраля 1917-го (8 марта по новому стилю), — забастовка и манифестация работниц Невской ниточной мануфактуры, ставшие одним из запалов февральского переворота. 

В раннесоветское время в этот день женщины также митинговали, солидаризуясь с угнетаемыми сестрами капстран, получали значки и дипломы ударниц соцтруда. Постепенный отход от «военного коммунизма» вместе с решением Брежнева объявить с 1966-го 8 марта официальным днем отдыха привели к восприятию праздника как «женского нового года». Полстраны начинало квасить еще накануне, а 9-го числа тяжело похмелялась. Причем лидировали в пьянке, естественно, мужики. Но по мере падения нравов товарищи женщины тоже подтянулись к этому делу и вплоть до недавних лет типической вечерней восьмимартовской картинкой были группки поддатых немолодых теток, идущих под руки из кабака, рассыпая за собой тюльпаны и затягивая удалые песни. Но все проходит — минуло и это! Ныне в тренде негромкое семейное торжество, посвященное родным и близким, — без разгула и эксцессов, хотя местами рецидивы случаются. 

В данном контексте несколько изменилось отношение к 8 Марта и у православной церкви. Давно опровергнуты фантазии дьякона Андрея Кураева о якобы злонамеренно скрытом в нем праздновании еврейского Пурима имени Эсфири. Порос быльем изначальный революционно-феминистический смысл памятной даты. Открытым остается вопрос о «настоящем православном женском дне» — отмечаемом во второе воскресенье по Пасхе празднике жен-мироносиц. Что делать: большинству сограждан день этот как женский пока неведом. 

То, что 8 Марта приходится, как правило, на Великий пост, конечно, не побуждает верующих к разгульным застольям, однако не мешает подарить близким дочерям Евы цветы, оказать другие знаки внимания. Ведь православие — это не свод табу, а радость и любовь! Но и неверующих, однако уважающих традиции, ситуация поста тоже побуждает к известной сдержанности. Как итог — возможность еще одного национального единения «на женской почве». В конце концов, праздник этот — совсем не худшее обрусевшее советское наследие, прочно вошедшее уже в свод народных обычаев. За ним не только неизбывные мимозы, название улиц, фабрик и духов, но и уникальная поздравительная открытка с цифрой «8», выписанной в 1971 году нашим «Луноходом-1» на поверхности Луны. Ну и, разумеется, прекрасные стихи поэтов и теплые слова президента. Есть вокруг чего объединяться.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции