Политические гномы Брюсселя

Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ

22.02.2014

Украина стоит в одном шаге от полномасштабной гражданской войны. В руки радикалов попало оружие из разграбленных военных арсеналов на западе страны. В регионах идет захват администраций, начались нападения на политических оппонентов на дорогах вокруг Киева. 

Огромная европейская страна на глазах разваливается на части. Можно долго и справедливо говорить о безответственности лидеров оппозиции и преступной нерешительности власти. О том, что весь украинский политический класс оказался не способен управлять суверенной страной и в мирном диалоге в рамках законов разрешать свои противоречия, что, по сути, и называется политикой.

В конце концов, это не столько вина, сколько беда постсоветских элит — они  еще только мучительно формируются в своих древних странах, но при этом — в очень юных государствах, которым чуть больше 20 лет суверенного существования. 

Да, представить себе, что серьезный лидер европейской страны после нескольких лет подготовительной работы за две недели до подписания исторического документа, наконец, узнает о его реальном содержании и отказывается от подписи, достаточно затруднительно. Как и нелегко представить, что ответственная оппозиция может для скорейшего принятия европейских идеалов использовать поддержку откровенных ксенофобов и неофашистов, превратив центр своей столицы в пылающий остров.

Но еще труднее понять и принять ту откровенно провокативную,  деструктивную роль, которую выполняло в ходе всех трех месяцев украинской трагедии, казалось бы, умудренное политическим опытом тысячелетий руководство Евросоюза. 

Давайте скажем открыто то, что подсознательно все понимают. Чиновники ЕС Баррозу, Эштон, ван Ромпей, Фюле и другие, не желая нести ответственность за крупнейший дипломатический провал, делают все, чтобы отомстить лично Виктору Януковичу, сместить его. При этом совершенно не считаясь с трагическими последствиями своих действий не только для Украины, но и для всей системы европейской безопасности и сотрудничества на десятилетия вперед. Для того самого Евросоюза, за который они формально несут ответственность.

Положение усугубляется тем, что в рамках показной демократии  большинство в руководстве Евросоюза составляют политики из малых стран Европы. Их дипломатический опыт ограничен традиционной ролью объектов, а не субъектов европейской политики. Они не всегда чувствуют ту огромную ответственность, которую налагают любые попытки резких шагов в том стеклянном доме, каким является пережившая две мировые войны на своей территории многострадальная Европа. Тем более они не понимают, что в реальной геополитике нет места обидам и сведению личных счетов. 

Черчилль «нежно любил» Сталина, и тот отвечал взаимностью, но они успешно сотрудничали в интересах своих стран. К сожалению, время таких титанов в европейской политике давно закончилось, о чем недавно с горечью рассуждали в ходе встречи президент России Владимир Путин и бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт.

Ну что же — как говорится, что имеем, то имеем. В условиях всепобеждающего постмодернизма, политкорректности и толерантности трудно ожидать торжества политической мудрости. Брюссельские политические гномы с небескорыстной поддержкой из-за океана (создавать проблемы экономическому конкуренту — милое дело) уже создали предпосылки к самому серьезному политическому кризису в послевоенной истории Европы.

Единственное, что остается, — срочно перейти к режиму ручного управления. Сделать это должны опытные, ответственные политики, которые могут осуществлять реальное позитивное влияние на уже почти неуправляемые процессы на Украине. Путин и Меркель, наконец, начали диалог по проблеме. Будем надеяться, что к нему присоединится и Обама. На кон поставлено очень многое, а самое главное, судьба замечательной страны — Украины.