07.09.2021
Российско-узбекская археологическая экспедиция провела первые полномасштабные раскопки бактрийской крепости Узундара — пограничной заставы, защищавшей эллинистическую Бактрию от набегов кочевников с севера. Археологи раскрыли одну из башен крепости, фрагменты крепостной стены и собрали значительную коллекцию артефактов, которые подтвердили, что крепость была построена в начале III века до нашей эры и пала после штурма войск кочевников во II веке до нашей эры. Ранее была исследована цитадель крепости площадью в 3000 кв. метров.
«Раскопки показали, что фортификационные сооружения прекрасно сохранились. Впервые с момента гибели крепости ее стены снова увидели свет: мы раскрыли половину угловой башни, сохранившейся в высоту на два этажа, открыли проход и крепостные стены с двумя галереями, которые уцелели на высоту до трех метров. Потрясающе, что единственная в северной Бактрии каменная эллинистическая крепость II–III веков до нашей эры обладает такой уникальной сохранностью», — отметила руководитель Бактрийского отряда Среднеазиатской археологической экспедиции Института археологии РАН Нигора Двуреченская.
В исследовании принимали участие ученые Института археологии РАН, Института искусствознания Академии наук Узбекистана и Международного Караван-Сарая культуры имени Икуо Хираямы.
Крепость Узундара находится в Байсунском районе Узбекистана. Она была открыта академиком Эдвардом Васильевичем Ртвеладзе в 1991 году. С 2013 года здесь ведет раскопки Бактрийский отряд Среднеазиатской экспедиции ИА РАН. Археологи составили план крепости, раскрыли полностью цитадель и получили сенсационный материал, доказывающий, что Узундара была одним из узлов фортификационной системы, охраняющей северные границы Бактрии от набегов кочевников.
Было установлено, что крепость была построена примерно в начале III века до нашей эры, во время правления Антиоха I, и использовалась около 150 лет. Во время правления Евтидема I (ок. 235–200 гг. до н. э.) крепость была перестроена, в период правления Евкратида (171 до н. э. — 166 гг. до н. э.) погибла после штурма кочевников.
По данным георадарных исследований и тахеометрической съемки ученые установили, что крепость состояла из основного четырехугольника, треугольной цитадели и выносных стен, которые были укреплены 13 прямоугольными башнями. За пределами крепости находилась торговая площадь, куда местные жители привозили товары, необходимые воинам гарнизона. Также археологи исследовали территорию вокруг цитадели и обнаружили предполагаемое место штурма.
В сезоне 2021 года экспедиция впервые вышла за пределы цитадели и начала раскопки в крепости. Археологи исследовали участок угловой северо-восточной башни и прилегающих к ней северной и восточной крепостных стен «города»: 20 метров восточной стены, которая сохранилась на высоту до 3,5 метра, и 5 метров северной стены.
Исследования показали, что крепостные стены были с двумя галереями. Под кладкой основной крепостной стены были обнаружены следы еще одной стены, разобранной до фундамента. Она относилась к более ранней эпохе — периоду возведения крепости, вероятно, времени начала правления Антиоха I. Судя по этим данным, в последней трети III века до нашей эры крепостные стены были снесены и выстроены заново на старых основаниях.
Следы перестройки были зафиксированы и в угловой башне, которая сохранилась на высоту 4,5 метра. По архитектурно-строительным расчетам, высота стен башни могла достигать 8 метров. В башне археологи открыли два необвалившихся прохода из внутреннего помещения во внутристенные галереи восточной и северной стены, причем деревянные конструкции проемов находятся в хорошем состоянии. В башне были раскрыты три бойницы, одна из них обращена на восток, в сторону предполагаемого противника, а вторая позволяла вести стрельбу вдоль восточной стены, прикрывая защитников крепости от нападающих, находящихся под крепостной стеной.
Как показали предыдущие исследования, основной проход, соединявший четырехугольник крепости с ее цитаделью, был перекрыт в эпоху греко-бактрийского царя Деметрия I или позднее, в период правления Евкратида I. Археологи вскрыли участок у входа в цитадель и обнаружили, что крепостная стена здесь так же состоит из трех стен с внутренней и внешней галереями.
В процессе расчистки стен археологи собрали значительную коллекцию находок, которые подтвердили, что крепость была перестроена в начале III века до нашей эры и заброшена во II веке до нашей эры.
Так, в верхних напластованиях внутристенных галерей были найдены монеты Евтидема I, который правил около 235–200 годов до нашей эры. В нижних слоях, относящихся к раннему этапу, были найдены предметы вооружения и монета Александровского типа — гемидрахма Антиоха I, относящаяся к периоду соправления Антиоха и Селевка 295–280 годов до нашей эры, а также богатый комплекс керамики и предметов материальной культуры этого времени, среди них фрагменты керамического кувшина с граффито и керамической панели, которой, вероятно, были украшены стены башни. Слой, привязанный к раннему полу башни, может быть датирован началом III века до нашей эры: это означает, что укрепления основной части крепости Узундара были построены в эпоху Антиоха I.
К числу уникальных находок раннего периода существования крепости относится костяной наконечник ножен от клинкового оружия: такие наконечники были распространены не только в Бактрии, но и во всем эллинистическом мире.
Во внешней галерее крепостной стены, примыкающей к северо-восточной башне, в верхнем слое обрушения стен обнаружен фрагментированный железный умбон щита-фиреи. Несмотря на серьезные повреждения, археологи смогли реконструировать размеры и форму изделия.
В слоях развалов этих стен были обнаружены несколько редких предметов, относящихся к эпохе падения крепости, в частности, китайский арбалетный болт II–I веков до нашей эры, сохранившийся целиком, с железным основанием. Ранее два точно таких же арбалетных болта династии Хань были найдены в районе северо-восточной угловой башни. Как полагают ученые, это оружие принадлежит юэчжийским кочевникам, которые отбросили границу Греко-Бактрийского царства далеко на юг и послужили одной из причин его гибели.
«Мы только приступили к изучению крепости, но уже сейчас очевидно, что ее сохранность уникальна. В дальнейшем мы надеемся выяснить планировку основного четырехугольника крепости и найти основные жизненно важные постройки: вход в крепость, хранилище воды, расположение казарм и общественных построек, в том числе храма», — отметила Нигора Двуреченская.
Фото: ИА РАН