Чемпион с берегов Туманного Альбиона: к юбилею Клиффа Ричарда

Денис БОЧАРОВ

14.10.2025

Чемпион с берегов Туманного Альбиона: к юбилею Клиффа Ричарда
Четырнадцатого октября свое 85-летие отмечает Клифф Ричард, самый успешный и титулованный в истории Великобритании исполнитель поп-музыки.

«Какая самая великая английская группа? — The Beatles. А величайший артист? — Я». Так, без ложной скромности, оценивает свой вклад в развитие поп-культуры Гарри Роджер Уэбб, более известный всему миру как Клифф Ричард. И он имеет право на подобное утверждение. По крайней мере, в период зарождения британского шоу-бизнеса более крупной фигуры на музыкальном небосклоне Туманного Альбиона не было.

В 1959 году (тогда группа Леннона и Маккартни еще именовалась Johnny & The Moondogs, а Джаггер и Ричардс вообще были далеки от того, чтобы связать жизнь с музыкой) 19-летний Клифф «взорвал» национальные чарты композицией Move It, считающейся первым настоящим британским рок-н-роллом. Успех закрепила композиция Living Doll, возглавившая хит-парад и сделавшая Клиффа безоговорочным лидером английской сцены.

Не последнюю роль в успехе, выпавшем на долю Клиффа Ричарда, сыграл сопровождавший его на записях и выступлениях коллектив. И это был не просто подыгрывающий состав — возглавляемый ставшим впоследствии знаменитым гитаристом Хэнком Марвином (кстати, в октябре ему исполняется 84 года) ансамбль The Shadows не только сотрудничал с Клиффом, но и записывал собственные пластинки, явившись, по сути, первым (наряду с американцами The Ventures) в истории современной музыки проектом, исполняющим инструментальный рок. Некоторые композиции группы, такие как Apache, Wonderful Land, Foot Tapper, The Frightened City и другие, получили не меньшую известность, чем вещи самого Клиффа Ричарда. Впрочем, мы немного отвлеклись.

Клифф Ричард
Концерт Клиффа Ричарда в Манчестере в 2015 году/Фото: ZUMA/ТАСС

Вплоть до 1963 года (то есть до того, как The Beatles смели всех на своем пути) Ричард единолично восседал на британском музыкальном троне, продолжая «бомбить» национальные списки популярности своими безотказными поп-номерами: Please Don't Tease, Theme for a Dream, A Voice in the Wilderness, Summer Holiday, Bachelor Boy, On The Beach и другими. Однако Клиффу, никогда не претендовавшему на роль бунтаря и рок-глашатая, постепенно стало все сложнее приковывать к себе всеобщее внимание: на британской, да и мировой, сцене наступали другие времена.

Впрочем, следует отдать должное нашему герою: за несколько лет своего пребывания на большой сцене на первых ролях он успел создать прочный творческий задел. И, сумев устоять перед натиском битломании и огромного количества новых талантливых групп, ухитрился удержать свои позиции на британском рынке. Именно на внутреннем: несмотря на все многочисленные заслуги и достижения у себя на родине, а также в большинстве европейских стран, покорить Америку Клиффу так и не удалось.

К середине шестидесятых мистер Гарри Уэбб уже не был полновластным хозяином положения, но его отличнейшие композиции I Could Easily Fall (In Love With You), In The Country, Girl You’ll Be A Woman Soon, The Day I Met Marie, Visions не затерялись на фоне сменявших друг друга с калейдоскопической быстротой музыкальных течений и веяний.

Немаловажная деталь: чувство вкуса практически никогда не изменяло Клиффу. В 1968 году, когда конкурс «Евровидение» еще не был профанацией в чистом виде, Ричард решил принять в нем участие. Исполненная им композиция Congratulations (кстати, возможно, это самая известная в СССР песня из обширного репертуара артиста) заняла на конкурсе второе место, а в Великобритании вновь поднялась на верхнюю строчку хит-парада.

Однако этот успех стал последним заметным достижением музыканта на несколько лет. Складывалось впечатление, что он, мужественно дотянув до конца сумасшедшего десятилетия, к началу 1970-х заметно подустал. Конечно, он продолжал делать неплохие записи, но на фоне расцвета эры классического рока песни эти едва ли могли всерьез взбудоражить общественное сознание.

Гастроли в СССР в 1976 году
Гастроли в СССР в 1976 году
Гастроли в СССР в 1976 году/Фото: Виктор Великжанин/ТАСС

Для того чтобы проникнуться новыми музыкальными идеями, обрести «второе дыхание», Ричарду потребовалось восемь лет. Вышедший в 1976 году альбом I’m Nearly Famous, выдержанный в подчеркнутой рок-стилистике, вернул его в пантеон великих. Более того, этот диск, содержащий, помимо блистательного заглавного трека, такие убойные хиты, как Devil Woman и Miss You Nights, стал самым продаваемым во всей обширнейшей дискографии певца.

На крыльях вновь обретенного успеха певец отправился в крупное турне, в ходе которого посетил и Советский Союз. Причем это был не визит «для галочки», а ряд полноценных аншлаговых выступлений. Восемь московских и двенадцать питерских концертов, данных Клиффом Ричардом в 1976 году, стали для отечественного музпрома ярчайшим событием: впервые в истории нашу страну посетила поп-звезда такого масштаба. По горячим следам фирма «Мелодия» выпустила две долгоиграющих пластинки артиста, которые были сметены с прилавков в мгновение ока...

Вскоре после этого Ричард, в который уже раз, сделал резкий поворот в своей карьере и переключился на исполнение композиций в стиле диско. И если у многих маститых музыкантов (среди них The Rolling Stones, The Clash, Kiss и другие коллективы) заигрывание с самым модным музыкальным течением второй половины семидесятых выглядело нелепо, то Клифф почувствовал себя как рыба в воде. В 1979 году песня We Don’t Talk Anymore вновь взобралась на самую верхушку английского хит-парада, ознаменовав, таким образом, двадцатую годовщину с момента выхода первого чарт-топпера музыканта. Сингл с этой композицией, мировой тираж которой заметно превысил четыре миллиона копий, возглавил национальные списки популярности Австрии, Бельгии, Финляндии, Германии, Ирландии, Норвегии и Швейцарии.

Феномен популярности артиста может показаться парадоксальным: никогда радикально не менявший имидж, не стремившийся эпатировать публику и не разбрасывавший по сторонам сценические «маски», Гарри всегда умудрялся оставаться по-хорошему разным. Он не утомлял, не навязывался и не «приедался», а просто и со вкусом делал свою работу — едва ли «революционную», но всегда современную.

Концерт в Манчестере в 2015 году
Концерт в Манчестере в 2015 году/Фото: ZUMA/ТАСС

В заключение немного статистики. За свою более чем 65-летнюю карьеру Ричард записал бесчисленное множество дисков, получивших золотой и платиновый статус, и был удостоен самых престижных в музыкальном бизнесе наград, среди которых две премии Ivor Novello и три Brit Awards. Более 130 его синглов, миньонов и альбомов входили в британский Top 20 — по этому показателю Клифф заметно опережает любого другого исполнителя. Вместе с Элвисом Пресли сэр Гарри (еще в 1995 году мистеру Уэббу, первому среди рок-музыкантов, был пожалован титул рыцаря-бакалавра) удерживает рекорд как артист, песни которого красовались в хит-параде Англии с 1950-х по 2000-е. И самое впечатляющее: на сегодняшний день Клифф Ричард является единственным (!) певцом, который записывал хиты №1 на протяжении пяти десятилетий подряд.

Фотографии: ZUMA/ТАСС