Худрук Хора имени Пятницкого Александра Пермякова: «Я мыслю не нотами, а образами»

Денис БОЧАРОВ

14.10.2024

Худрук Хора имени Пятницкого Александра Пермякова: «Я мыслю не нотами, а образами»

Материал опубликован в №9 печатной версии газеты «Культура» от 26 сентября 2024 года.

В октябре отмечает юбилей одна из главных хранительниц традиций русской песни, народная артистка России Александра Пермякова. В беседе с «Культурой» худрук Хора имени Пятницкого рассказала о буднях руководимого ею ансамбля и поделилась соображениями о миссии отечественного песенного искусства.

— На этот год приходится несколько дат, связанных с вашим коллективом. Начнем с главной: как планируете отмечать юбилей, Александра Андреевна? Наверняка готовится новая программа?

— Да, 17 октября, в день моего рождения, в Концертном зале имени Чайковского состоится большой концерт Хора имени Пятницкого. Это родная для меня сцена, на которую я впервые вышла пятьдесят пять лет тому назад.

Мы серьезно готовимся к выступлению, ведь помимо нас в этот вечер на сцену выйдет много приглашенных артистов: среди прочих это Зара, Денис Майданов, Ильдар Абдразаков, Уральский хор, Кубанский хор, Ансамбль песни и пляски А.В. Александрова, Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, Оркестр народных инструментов имени Осипова и другие исполнители и коллективы.

Все эти артисты будут петь песни из репертуара Хора Пятницкого. Тем самым мы словно хотим подчеркнуть, что наши песни поет вся Россия — и мы, если можно так выразиться, поем всю Россию.

— Еще одна важная дата в истории хора — 1989 год: тогда, тридцать пять лет назад, вы возглавили коллектив, став его директором. Как оцениваете пройденный путь? Ведь ансамбль вам достался в фактически разобранном состоянии...

— Он достался мне попросту в никаком состоянии. В то время появилось много коммерческих организаций, которые почему-то полагали, что иметь при себе небольшой коллективчик, исполняющий русские народные песни, — это очень здорово. И большинство участников хора по таким мелким плясовым, игровым и прочим составам разбежались.

Мне пришлось собирать коллектив почти с нуля: искать музыкантов, певцов, плясунов и так далее. На протяжении долгих лет в Хоре имени Пятницкого главным балетмейстером работала народная артистка Советского Союза Татьяна Алексеевна Устинова, которая выстраивала репертуар в основном вокруг плясовой группы (тогда она называлась танцевальной).

Мне же казалось, что логично сделать упор на вокальной составляющей, поскольку это все-таки прежде всего Хор Пятницкого, а не танцевальный коллектив. Поэтому приходилось много работать именно над певческой основой репертуара, думать о том, какие песни нам следует исполнять, что мы с их помощью хотим донести до слушателя.

Но здесь возникала еще одна сложность. Не секрет, что начиная с 1934 года, хором руководили профессиональные композиторы: Владимир Григорьевич Захаров, Валентин Сергеевич Левашов... Что из этого следовало? То, что основной акцент в репертуаре коллектива делался на авторские произведения. И мы какое-то время тоже были вынуждены это делать, потому что слово художественного руководителя было для нас законом.

Но когда меня назначили директором коллектива, я принесла сборник русских народных песен. А кем я являлась на тот момент? Всего лишь артисткой с двадцать пятой линии сорок восьмого ряда, как я это называю. Некоторые участники ансамбля, среди которых были и народные, и заслуженные, поначалу восприняли мою инициативу в штыки, сказав, что они, привыкшие на протяжении десятилетий петь песни о Родине, о Ленине и о партии, предложенный мной репертуар исполнять не будут.

Передо мной стояла сложнейшая задача — переориентировать коллектив с авторских композиций на русские народные песни. Конечно, мы продолжали петь такие монументальные авторские произведения, как «Степь да степь кругом» и «По диким степям Забайкалья», но в целом мне было непросто преодолеть психологический барьер, успевший за несколько десятилетий ХХ века сформироваться в Хоре имени Пятницкого. Некоторые с предложенным мною направлением — перейти на русские народные песни — были категорически не согласны. Многие, как я уже говорила, из коллектива уволились.

Пришлось много потрудиться и в плане визуальной подачи. Для меня важно, чтобы костюм соответствовал песне, и наоборот. А почти все костюмы на протяжении многих десятилетий были в хоре не народными, а стилизованными. Так что, как видите, поначалу было проблематично и даже лихо, но с течением времени все «устаканилось», и сегодня творческое кредо возглавляемого мною ансамбля звучит просто, но в то же время емко — исполнение русских народных песен разных областей России.

— А еще в этом году отмечается 160 лет со дня рождения Митрофана Пятницкого, в честь которого коллектив впоследствии и был назван. Известно, что сам Митрофан Ефимович ездил по русским деревням и селам, слушал народных певцов, чтобы создать на их основе песенный коллектив. А сильно ли изменился сам принцип набора исполнителей за долгие годы существования ансамбля?

— Дело в том, что, когда Пятницкий набирал по городам и весям певцов, в стране не было средних и высших учебных заведений, которые бы готовили исполнителей. Сейчас таких заведений множество, но я все равно убеждена, что русская народная певица должна быть индивидуальностью, личностью. А, на мой взгляд, индивидуальностей в этой отрасли очень немного: Лидия Андреевна Русланова, Надежда Васильевна Плевицкая, Людмила Георгиевна Зыкина.

Педагоги во всех музыкальных учреждениях — замечательные люди и известные исполнители, но это не значит, что то, как и чему они учат, приемлемо для нас. У Хора Пятницкого своя манера звучания. Это четкий звук и просто-таки жесточайшая дикция — нам важно, чтобы каждое выпеваемое слово было понятно слушателям. Поэтому, когда мои воспитанники идут куда-либо учиться профессиональному пению, я призываю педагогов не вмешиваться в их вокальную природу.

Конечно, для меня важен ансамбль, но не до такой степени, чтобы, скажем, при звучании унисона все тембры унифицировались и сливались в единый, лишенный индивидуальностей хор. Хор Пятницкого всегда отличался именно тем, что у нас различимы краски и полутона. Ведь у каждого исполнителя свой уникальный тембр, и я всегда борюсь за то, чтобы эти тембры звучали, ведь в них говорит сама природа. Потому-то я и предпочитаю набирать в свой коллектив 14–16-летних девочек: у них нет школы, а научить легче, чем переучить. Но переучивать все равно порой приходится.

— А вы жесткий, властный руководитель?

— Да, и этого не скрываю. Долгое время на концерты русского народного хора приходили только для того, чтобы его послушать. Сейчас зрителю интересно не только оценить качество пения, но и увидеть полноценное сценическое действо во всей красе. Ведь русская народная песня — это огромный, многослойный культурологический пласт.

К каждой песне я подхожу скрупулезно: прежде чем пустить композицию в репертуар, я изучаю ее внутреннюю суть. Мне важно понять, о чем в ней поется, какие в ней разворачиваются события, чтобы объяснить артистам, как композиция должна звучать. А это непростая задача. Я отношусь к песне как к самоценному драматургическому произведению — я песню не столько слышу, сколько вижу, мыслю не нотами, а образами. Каждый участник Хора Пятницкого знает, что песня — не только звучание, но и артистизм: наши артисты должны обладать навыками актерского мастерства. Песню надо переживать, пропускать через сердце и каждое слово наполнять смыслом, донося до слушателя.

Чтобы достичь подобного эффекта, иным, кроме как жестким и даже авторитарным, руководитель быть не может. Особенно с учетом того, каким большим коллективом я управляю. Когда на тебя каждый Божий день смотрят двести пар глаз, которые от тебя чего-то ждут, расслабляться не годится. Иначе коллектив начнет расползаться, как рваная бумага.

— Русской песне ничто не грозит? Сталкивается ли этот жанр с какими-то серьезными проблемами?

— Не думаю, что прям уж грозит, но определенные предпосылки, чтобы насторожиться, есть. Ведь в тех немногих передачах, что сейчас идут по телевидению, к русской песне относятся несерьезно: она подается в шутейном, порой клоунском ключе. Большого, осмысленного разговора о судьбе и смысле подлинной русской народной песни не ведется. Как в известной пословице: что имеем — не храним...

Но по большому счету, интерес к русской народной песне ничуть не иссяк. Мы были и в Луганске, и в Донецке, где, кстати, очень правильно воспринимают нашу песню. Героика, патриотизм, осознание того, что мы — великий народ-победитель, который никто и никогда не мог превзойти ни в чем, и в песнях в том числе, — вот о чем сегодня крайне необходимо помнить.

К большому счастью, Хор Пятницкого — свидетель того, что славные страницы нашей истории не подвергаются сомнению. Как только мы начинаем петь — собираются толпы благодарных слушателей. Залы у нас всегда полны. На концерт, с которого мы с вами начали беседу, билеты уже практически распроданы.

— Однако искренняя народная любовь к вашему коллективу предполагает и огромную ответственность, верно?

— Разумеется. Зритель, повторюсь, сейчас стал требовательный, настроенный критически. Он рассуждает примерно так: «Я на концерте Хора имени Пятницкого, заплатил деньги и за них желаю получить то, за чем пришел». И это справедливо.

У нас на концертах бывают такие моменты. Мы выступаем, и вдруг встает какой-то зритель и прямо из зала говорит: «Александра Андреевна, вот я пришел на концерт, а свою любимую песню так и не услышал. Ну как же так?» И что же нам остается делать? Правильно, петь по заявкам трудящихся! Как мы можем отказать человеку, купившему билет на наш концерт и пришедшему с надеждой услышать свое любимое произведение? Да мы ведь и работаем для того, чтобы наши песни шли в народ...

Наш репертуар, кстати, меняется очень часто. Мы — один из немногих коллективов, которые работают на заказ, как правило, на праздниках, приуроченных к красным дням календаря. Там нас просят специально исполнить несколько песен. Конечно, мы это делаем, потому что в любимых русских песнях — история нашего народа.

Важно понимать: у нас огромная, многомиллионная, многонациональная страна. Кому-то нравится одна песня, кому-то по душе другая, но мы должны быть готовы исполнить почти любую, ведь мы — общерусский хор. При этом есть важнейшее условие: песня должна быть хорошей — плохих мы не поем.

Дайте нам хорошее произведение — пусть авторское — и мы с ним будем работать. А с такими «поделками», где, условно говоря, поется: «На одном плече у меня рябина, на другом плече у меня калина, а я сижу на пороге и печально гляжу на дорогу, обливаюсь горючими слезами, думаю, когда ты, милый, ко мне придешь...» — к нам даже не приходите. Наша основная задача состоит в том, чтобы из любого авторского сочинения (если мы сочтем его достойным) сделать народную песню.

Это важно; фактор «народности» из нашей песни вытравить невозможно. Вот возьмем, например, среднестатистическую русскую свадьбу, которая без музыки попросту немыслима. Разве кто-нибудь затянет на этой свадьбе рок-композицию? Да никогда в жизни! Уж лучше вместо этого жених с невестой и гости десять раз подряд споют один куплет песни «Хас-Булат удалой» (поскольку других могут не знать).

Чтобы не быть голословной, приведу пример, свидетельницей которому была. Гуляла свадьба и вдруг остановилась. Остановилась потому, что молодым вдруг захотелось спеть — на всю улицу. Из машины вышли современно одетые люди, и вот я, как в известном советском мультфильме, думаю: «Щас споют!» И что же, вы думаете, они спели? А вот что: «Когда б имел златые горы и реки полные вина, все отдал бы за ласки, взоры, чтоб ты владела мной одна»... Я была ошеломлена. И пусть это не совсем русская народная песня, а имеющая конкретного автора, но все же вызывающая вполне определенные ассоциации с чем-то нашим родным, «корневым». Вот вам и наглядная иллюстрация того, что русскую песню будут петь всегда, люди всех социальных слоев и возрастов.

Советская и российская артистка Александра Андреевна Пермякова родилась 17 октября 1949 года в селе Первая Питерка Тамбовской области. С юных лет активно участвовала в художественной самодеятельности, и на одном из песенных конкурсов ее заметили руководители Хора имени М.Е. Пятницкого. В 1971 году начала свою творческую деятельность там как рядовая хористка, став впоследствии солисткой коллектива. Окончила факультет режиссеров эстрады Российского государственного института театрального искусства и в 1989 году возглавила Хор имени Пятницкого в качестве директора. С 1995-го и по сей день является художественным руководителем ансамбля. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный деятель искусств РФ, почетный профессор Российского института театрального искусства имени Луначарского, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Александра Пермякова также — режиссер-постановщик фестивалей, акций и церемоний, занимается педагогической деятельностью.

Фотографии: Юрий Машков / ТАСС; Игорь Коваленко / EPA/ТАСС.