22.03.2013
На сегодняшний день ICMA — по сути, единственная в мире полностью независимая международная премия, вручаемая музыкантам, продюсерам и звукозаписывающим лейблам, работающим на ниве классики. Членами жюри являются представители уважаемых и значимых печатных изданий, интернет-порталов и радиостанций. Среди которых такие журналы, как «Pizzicato» (Люксембург), «Crescendo» (Бельгия), «Gramofon» (Венгрия), «Scherzo» (Испания), радиостанции «Орфей» (Россия), «MDR-Figaro» (Германия), веб-сайт Resmusica.com (Франция) и онлайн-радио Viva Classica (Финляндия). С нынешнего года в состав жюри вошла газета «Культура».
Каждый год премия вручается в разных европейских городах — на сей раз честь проведения церемонии выпала Милану. В местном концертном зале Auditorium почетные статуэтки и сертификаты получали победители в самых разных номинациях — от «Артиста года» и «Лучшего исполнителя в области симфонической музыки» до «Лейбла года» и «Лучшей исторической записи». Именно в последней победа присуждена фирме «Мелодия» — за замечательное издание с записями балетов Игоря Стравинского — «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».
Венчал церемонию награждения масштабный гала-концерт, в котором принимали участие победители ICMA, а также Оркестр LaVerdi под руководством главного дирижера Джона Аксельрода. Сказать, что имена музыкантов, явивших в этот вечер свое незаурядное мастерство, хорошо известны в широких меломанских кругах, было бы преувеличением. Но привлечение в свои ряды как можно большего количества «селебрити» не является приоритетной задачей премии. Как отметил главный организатор мероприятия и президент жюри Реми Франк: «Победители — как сами музыканты, так и диски с записями — далеки от того, чтобы быть причисленными к коммерческому мейнстриму. Выбор ICMA не мотивирован национальными или какими бы то ни было еще предпочтениями, и потому максимально объективен и беспристрастен. Что, надеюсь, как раз и представляется наиболее ценным для поклонников классической музыки. Данная премия — результат непредвзятого мнения жюри, основной целью которого является отделить исключительное от просто хорошего».
Впрочем, несмотря на недостаточную раскрученность и, в известной степени, элитарность большинства победителей («Мелодия», конечно, является приятным исключением), их мастерство действительно вызывает искренний восторг и восхищение. Это, в общем, не удивительно: ведь точка зрения, что самые хорошие музыканты — как правило, люди малоизвестные, не нова. Совершенно потрясающее впечатление произвел победитель в номинации «Лучший молодой артист года. Вокал» Валер Барна-Сабадус, исполнивший произведение Генделя «Cara Sposa» таким высоченным контр-тенором, что с закрытыми глазами нельзя было бы догадаться, что обладатель этого голоса — мужчина. Фантастический профессионализм продемонстрировала скрипачка Каролин Уидманн (она получила статуэтку как лучшая артистка года), сорвавшая нескончаемую бурю оваций после Концерта для скрипки с оркестром Эриха Корнгольда. Виртуозное владение кларнетом явила Лаура Руиз Ферререс, исполнив Концерт для кларнета с оркестром Аарона Копланда. Блистательно справился со своей задачей Алессандро Маццамуто, сыграв Второй фортепианный концерт Рахманинова (пожалуй, единственное прозвучавшее в этот вечер произведение, безоговорочно известное каждому меломану). Алессандро, кстати, был удостоен премии в номинации «Лучший молодой инструменталист года».
Словом, мероприятие, вне всякого сомнения, удалось. Главное, за что любители классической музыки должны быть благодарны этой, пока еще довольно молодой премии, так это за то, что ICMA продолжает открывать для них новые имена и знакомить с замечательными записями из бесценной музыкальной сокровищницы. Таким образом, наглядно демонстрируя, что классика не является неким законсервированным во времени музыкальным жанром — она продолжает активно жить, привлекая все новых и новых поклонников.