Председатель Санкт-Петербургской организации Всероссийского общества инвалидов Ольга Вагнер: «Искусство всегда должно быть рядом с теми, кому трудно»

Евгений ХАКНАЗАРОВ, Санкт-Петербург

25.11.2021

Председатель Санкт-Петербургской организации Всероссийского общества инвалидов Ольга Вагнер: «Искусство всегда должно быть рядом с теми, кому трудно»

Культурная столица России — это не только музеи и театры мирового уровня, но и сами жители, которые не мыслят себя без соприкосновения с прекрасным. И среди них тысячи наших сограждан с ограниченными возможностями. О том, как расширить эти возможности, — в нашем интервью.

- Ольга Олеговна, в сознании многих сфера культуры — то, что всегда «может подождать». И действительно, проблемы доступного здравоохранения или высоких цен вызывают у всех нас самый живой интерес. Остаются ли силы для духовного совершенствования у ваших подопечных?

- В нашей организации всегда был и остается определенный сегмент людей, которые пришли, надеясь на то, что здесь будут организованы именно культурные мероприятия. Сегодня к великой радости многих культура стала занимать большее место, чем несколько лет назад. Выставки, творческие занятия, экскурсионные поездки – во всем этом наши люди находят какое-то отдохновение, ответы на свои вопросы, удовлетворение душевных потребностей. Культура выходит на одно из первых мест в рамках реабилитации. Даже не беря во внимание пандемию – а ситуация, в которой мы оказались из-за коронавируса, по-настоящему драматична – физическое здоровье петербуржцев с ограниченными возможностями далеко не всегда располагает к активному посещению театров и музеев. Но они стремятся к постижению искусства вопреки своему самочувствию. Иначе и быть не может: общество инвалидов помогает закрыть какие-то вопросы, связанные с медициной, бытом, повседневными жизненными ситуациями. Но никакая общественная деятельность не может стать заменой походу на интересный спектакль или в любимый музей в компании единомышленников. Точно так же, как и, скажем, телетрансляция, какой бы интересной она не была, не сможет стать заменой непосредственному прикосновению мира культуры и искусства к человеческой душе. Поэтому я благодарна членам нашей организации за то, что они снова и снова подвигают нас на расширение взаимодействия с очагами петербургской культуры. А также тем культурным институциям, которые идут нам навстречу.

- Каковы самые свежие примеры?

- У нас есть традиции понимания культуры. Но мы хотим понять и современные проявления литературного творчества, поэзии, изобразительного искусства. Поэтому очень востребованы для духовной реабилитации встречи с творцами и людьми искусства, просветительская деятельность. Люди хотят говорить о хорошем - а оно как было в прошлом, так и есть сейчас. Недавно мы были в Президентской библиотеке, где посмотрели документальный фильм - последнее интервью Даниила Гранина, а потом состоялось его обсуждение. И это был заинтересованный разговор, не для галочки.

Не так давно мы встречали делегацию нашей родственной организации из Краснодарского края. Люди из станиц всю жизнь мечтали о Петербурге. И, например, в Исаакиевском соборе для нас были созданы все условия – начиная от элементарного, но не столько очевидного для всех дружелюбия. Экскурсовод был так убедителен и ориентирован на посетителей, что некоторые инвалиды даже отважились посетить колоннаду. Слабовидящие смогли познакомиться с тактильной экспозицией. И нас там приняли абсолютно бесплатно – это тоже имеет значение.

Тактильная галерея открывается и в Русском музее, который тоже находится в авангарде доступности. Там работают арт-группы для детей, и у нас есть мысли о более тесном сотрудничестве. Понимаете, прийти и сказать: «Мы хотим культуры, давайте делайте для нас!» – это тоже не очень правильно. Мы хотим сказать, что можем сделать что-то сами, а с помощью учреждений культуры можем достичь большего. Например, руководитель одной из наших районных организаций подготовила свою культурную программу и договорилась о посещении выставки «Покой и Радость» в Манеже, который нас примет бесплатно. Надеюсь, что такие отношения с Манежем, Русским музеем, Президентской библиотекой станут примером для других музеев. Не все наши члены имеют возможность посещать платные концерты известных коллективов. Но, к счастью, нас постоянно приглашает наша Академическая капелла. Недавно, например, мы посетили цикл скрипичных концертов.

- Но наверняка в Петербурге можно наблюдать и не столь благостные картины.

- Иногда приходится преодолевать определенное недопонимание. Наши подопечные любят питерские музеи. Мы заметили, что там предлагается много молодежных программ, а вот люди старшего возраста не всегда оказываются в центре их внимания. В наших планах найти общий язык с тамошними методистами, ведь инвалиды и пожилые петербуржцы тоже имеют право получать качественные услуги в сфере культуры. То, что музеи делают ставку на молодежь, образовывают ее – очень правильно. Но без старого не будет нового. Эту истину не нужно забывать. Мне приходилось бывать в иностранных музеях с целью перенимания опыта, там есть такая практика: пожилой специалист проводит экскурсии для своих сверстников, которым в музее дают небольшие, легкие и при этом удобные трости-стульчики. И экскурсия проходит в неспешном режиме и в комфортных условиях. Понятно, что в музеях есть коммерчески привлекательное время, но есть и периоды с меньшей интенсивностью посещения. Его вполне можно задействовать для культурной реабилитации инвалидов.

Не все наши музеи архитектурно доступны для инвалидов: исторические планировки, высокие подходы, крутые лестницы. У нас нет взаимопонимания с городским комитетом по архитектуре и градостроению и с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Понятно, что нельзя уродовать внешний вид исторических зданий. Но какая-то адаптация в городских масштабах, а не только в нескольких конкретных локациях, должна быть. Ведь каждый гражданин России имеет равное права к доступу к культурным ценностям – это положение Основ культурной политики нашей страны. Разглядыванием интернет-страничек никак не заменить живого взгляда на шедевры живописи и архитектуры!

- Успешное решение проблем возможно только при двустороннем движении. Что общество инвалидов может сделать само для культурной реабилитации своих членов?

- Мы активно подключаем своих подопечных, нам важно, чтобы они не только пассивно потребляли, но и создавали, творили и тем самым хоть в какой-то степени исцелялись. У нас есть секции рукоделия – это терапия творчеством. К нам приходят преподаватели, в том числе и свои собственные, из ВОИ. У нас заработал, что особенно стало актуальным в условиях пандемии, проект «Музей в чемодане»: на наши встречи приходят представители малых музеев, приносят какие-то свои экспонаты, рассказывают о них, проводят мастер-классы. Недавно мы создавали русские традиционные куклы-кувадки и сопровождение этого мероприятия искусствоведом Санкт-Петербургского музея кукол было очень полезным и воодушевляющим. Помимо непосредственно культурной составляющей это ведь еще и связь поколений, которая поддерживается миром прекрасного. Каждое наше культурное мероприятие, которые мы проводим на местах, сопровождается чаепитием – настоящим застольем с самоваром и душевным угощением. С общением в эпоху пандемии неважно у всех. А у людей с ограниченными возможностями – особенно. И культура большой помощник в преодолении всеобщего разобщения.

У нас есть своя гордость в части музыки: в нашей организации создан и успешно работает собственный оркестр. Теперь мы не ищем музыкантов со стороны, а располагаем собственными. Это профессиональные исполнители, которым из-за возраста уже трудно даются регулярные выступления в коллективах, где они служили прежде. Но они все равно востребованы, репетиции проводятся каждый день, они выезжают с концертами в дома ветеранов. А руководитель оркестра – мой коллега, воспитанник Ленинградской консерватории, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Георгиевич Дониях – председатель Адмиралтейской организации ВОИ.

Людям очень нравятся и эти мероприятия, и наши встречи в КДЦ «Московский», который стал для общества одним из основных партнеров. Особенно запоминается реакция тех членов нашей организации, которые не щедры на комплименты ввиду склада характера или возрастных особенностей мышления. И от них я слышала: «Вы нас подняли с кроватей, спасибо». Это говорит о том, что музыка помогла им лучше лекарств. Медикаменты у них и так всегда под рукой, в этом нет сомнения. А вот искусство всегда должно быть рядом с теми, кому трудно. Обеспечить каждодневную доступность культуры в жизни петербургских инвалидов – одна из наших главнейших задач.

Можно и нужно вызвать людей на позитив, используя все жанры и виды культуры. Абсолютный хит – поэтические вечера. Очень многие знают и помнят стихотворения, которые широко не известны, они читают их, выходя на сцену. Это не только очень хорошо для памяти, но и какая-то самореализация, которая зачастую не имела возможности проявиться. И глядишь – после таких вечеров ранее не знакомые члены наши люди уходят по двое-трое, что-то обсуждают. Интерес к литературе подвигнул нас следующий шаг – в некоторых наших первичных организациях появились небольшие библиотеки, которыми можно воспользоваться, что называется, по пути, заодно с посещением наших мероприятий. Я буду стремиться к тому, чтобы возможностей такого досуга в петербургской городской организации было больше.

В рамках дополнительной программы нашего многолетнего традиционного конкурса «России северной пределы» прошел цикл экскурсий, посвященный ремеслам Северо-Запада. Люди всю жизнь прожили в Ленинграде, но не знают, что такое оятская керамика, захожское кружево, не знают, как выглядит волховская роспись. Осталось совсем немного носителей этих традиций. И наши экскурсанты были счастливы, когда в рамках мастер-класса расписывали эту керамику, а главным инструментом была обыкновенная клизма – кто бы мог подумать. И такие экскурсии пользуются особенным спросом. Какая коллекция в музее Императорского фарфорового завода! Правда, это было одновременно и самое дорогое для нас музейное посещение.

- Все-таки мы опять упираемся в деньги.

- Вопрос финансовой доступности учреждений культуры для инвалидов надо решать безотлагательно, ведь все музеи в основном платные. Где-то есть льготные билеты, а где-то льготы вообще не предусмотрены, или предусмотрены частично. Например, для человека в инвалидной коляске вход бесплатный, а сопровождающему надо приобретать билет за полную стоимость, как например, в Петропавловской крепости. Хотя есть случаи, когда наши люди за ценой не постоят: конкретная бабушка может не доесть, но пойти в Мариинский или Михайловский театр, скажем, на балет и заплатить три тысячи. Это очень много, но мы имеем дело с петербургской интеллигенцией, теми, кто еще застал выступления Шостаковича в филармонии.

- Помогает ли вам Правительство Санкт-Петербурга, городской комитет по культуре?

- С комитетом по культуре, поскольку я возглавляю городское общество инвалидов недавно, у меня знакомства пока нет. Но, судя по тому, что было раньше, никакого понимания и общения у нас не существовало.

Есть комитет по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями, но, к сожалению, предметом их ведения является только поддержка деятельности общественных объединений, занимающихся проблемами молодежи. Наш партнёр в правительстве города – это практически лишь комитет по социальной политике. А ведь чрезвычайно важно, чтобы инвалиды чувствовали положительный отклик от власти, от всех комитетов на местах, как и от работников искусства и культуры. Тем более сейчас, когда эпидемия коронавируса нанесла сокрушительный удар в первую очередь по социально уязвимым гражданам, когда мы вынуждены посещать театры и музеи по QR-кодам – а решиться на вакцинацию больным и пожилым людям очень непросто. Мы активно продвигаем культуру в массы, будем делать еще больше. И я уверена, что инвалиды вправе ждать более интенсивных ответных шагов и инициатив от культурных институций.

Фотографии предоставлены Санкт-Петербургской городской организацией Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».