21.04.2016
...Мертвая Припять полна черных пугающих теней. Разрушенные автобусные остановки, стены домов, с которых глядят огромные детские глаза. Лысые мальчики и плачущие девочки. Черно-белые и цветные. Едва обозначенные контуры и четко, до деталей, в духе соцреализма прорисованные лица. Об этом месте, единственном в мире облученном городе-призраке, ходит много легенд. Одна из которых — откуда взялись жутковатые граффити. Кто их автор, есть ли он вообще?
Иконы мертвого города
67-летний Валерий Бобков живет в Чебоксарах. Заслуженный художник Чувашской Республики, он также один из последних, кто получил Золотую медаль Академии художеств СССР. Но главное дело его жизни — 127 работ, посвященных чернобыльской трагедии. Большинство мастер написал в опустевшей Припяти, проведя там в 1988-м целых шесть месяцев практически безвыездно, за железной проволокой. Для того, чтобы вывезти потом его картины, их пришлось дезактивировать. Те, что не прошли дозиметрический контроль, были сожжены.
А первый свой памятник Чернобылю в виде пожарного, боровшегося с радиоактивным огнем, Валерий Бобков создал еще в 1987-м, когда приехал сюда по приказу рядовым ликвидатором.
— 60 тысяч тонн бетона доставляли на реактор, оттуда немного брал, разумеется, получив разрешение, и на свою скульптуру, — вспоминает Валерий Константинович.
На открытие пригласили семью Виктора Кибенка, погибшего во время тушения четвертого блока. Их было 28 — запустивших скорбный отсчет чернобыльских жертв. Все эти люди умерли в течение апреля-мая 1986-го. Монумент Бобкова стал первым из великого множества больших и маленьких памятников, сотворенных после. Однако именно он обозначил Припять не только как место, где произошла ядерная катастрофа, но и как художественный образ, неотъемлемую часть современной культуры.
— Я попросил политотдел в нерабочее время разрешить мне делать еще и зарисовки, этюды, наброски природы. Вернуться домой должен был в декабре, пробыв на ликвидации четыре месяца, но вместо этого попал в больницу с тяжелой формой лучевой болезни.
Инвалидом 2-й группы два года спустя Валерий Бобков снова вернулся в район аварии. На этот раз добровольно. Терять художнику было нечего:
— Я настолько плохо себя чувствовал, думал, что уже не встану, не смогу работать, что это будет последнее, сделанное в жизни, однако самое главное... Писал не только экологическую катастрофу. В пустых брошенных деревнях попадались одинокие самоселы, в основном старики, без разрешения возвратившиеся в зону отчуждения. Они просто не могли привыкнуть жить где-то кроме. Разговаривал с ними, выслушивал жалобы и обиды, запоминал лица — а они меня за это молочком угощали. Не отказывался, чтобы не обижать, хотя дозиметр трещал вовсю.
Прощание с Припятью. Саркофаг и разрушенный реактор. Одичавшие собаки и кошки. Плачущие иконы Чернобыля. Триптих.
Но минет час. Покинутые снами,
замрут осиротевшие дома,
и окнами, сошедшими с ума,
в который раз прощаться будут с нами! — много лет спустя напишет поэт Любовь Сирота.
Путеводная «Звезда»
В 2007 году в честь героев, отдавших жизни и здоровье при ликвидации последствий чернобыльской аварии, учреждена Международная ежегодная премия в области литературы и искусства «Звезда Чернобыля». Как говорят создатели, она служит формой общественного признания и поощрения людей и организаций за творческий вклад в увековечивание подвига чернобыльцев.
— За минувшие годы лауреатами стали более 150 конкурсантов. Известные лица, например Иосиф Кобзон, генерал армии Анатолий Куликов, а также начинающие авторы, — рассказывает председатель литературно-художественного клуба «Звезда памяти Чернобыля» Владимир Степанов. — Безусловно, у нас, взрослых, нет морального права предавать забвению те события. Не имеем мы права и «прервать времен связующую нить».
Поэтому было принято решение о проведении одноименных фестивалей детского и юношеского творчества. При поддержке МЧС России и правительства Москвы.
— Дети видят мир совсем не так, как мы, — поясняют члены жюри. — Их души чисты, и поэтому все, что происходит в нашем мире, они могут разглядеть в самом неожиданном ракурсе. В рамках фестиваля на протяжении года мальчишки и девчонки, обычные школьники из разных концов России, знакомятся с героями чернобыльской трагедии. Самостоятельно ищут ветеранов, встречаются с ними. Из этого общения и рождаются их сочинения и стихи.
Саратовская область. Поселок Дубки. Как говорят сами жители: «Не такая уж мы и глухая провинция, от областного центра всего километров девять, так что в театр и на концерты выезжаем часто».
Одиннадцатиклассник Александр Покотило — один из многих, кто принял участие в творческом конкурсе «Звезда Чернобыля».
— Сын узнал о страшной катастрофе еще подростком, с тех пор он зачитывался материалами о Чернобыле, фантастикой, научной литературой. Для него это было словно вчера. Особенно после взрывов на «Фукусиме», когда стало понятно, что подобное может легко повториться, да и у нас в Саратове тоже есть свой Центр по атомной энергии, ребята бывают там на экскурсиях, — делится мама мальчика, педагог Елена Викторовна.
Подросток сочинил стихотворение «Мир в надежных руках»: «Я знаю о случившемся из книг, / Ведь я не там родился много позже, / Но хочется мне память их почтить, / Героев, заслонивших нас с тобою...»
Неумелые, детские строки, за которыми тем не менее столько искренности и надежды.
Саша Покотило не победил тогда. Однако именно Чернобыль определил его дальнейшую судьбу — минувшим летом юноша поступил в местный педагогический институт, выбрав профессию учителя физики.
«Что такое ядерная катастрофа? Это когда идешь спасать мир ценой собственной жизни», — написала в своей работе еще одна конкурсантка. Девочке всего 14 лет — так откуда же она знает об этом? Генетическая память? Чужие сны?
— Есть поэзия и проза войны. Ее создавали солдаты, пережившие Великую Отечественную. Те, кто сам поднимался в атаку, освобождал Сталинград и брал Берлин. Минули годы. Пришло новое поколение писателей и поэтов, не нюхавших настоящего пороха. Но они смогли передать то, чего никогда не видели, честно и талантливо. Чернобыль — из этой же серии. Сейчас о нем пишут ребята, для кого случившееся в апреле 1986-го — страшная сказка. Фильмы, которые сегодня пытаются снять о тех событиях (среди них, как мне рассказывали, есть даже мистические триллеры), стремятся сделать понятной, приблизить чернобыльскую катастрофу, не дать забыть о ней нынешней молодежи, — говорит генерал-майор Николай Тараканов, руководивший ликвидацией последствий аварии, автор 32 книг, первая из которых — «Мой Чернобыль».
Цепочка от папы римского
— Иностранцы предлагали мне продать чернобыльскую серию за любые деньги. В начале 90-х тема аварии была у всех на слуху, — продолжает художник Валерий Бобков.— Европа, Австралия, даже Аляска — где только не побывали 127 моих работ. От личных гонораров я отказывался. Но просил, чтобы на вырученные деньги отправляли лечиться за границу облученных в Чернобыле детей...
В 94-м Бобков вместе со своей выставкой по приглашению посла России попал в Италию. Пользуясь предоставленной возможностью, выехал с красками и холстом к Везувию. Тому самому вулкану, что почти две тысячи лет назад погубил Помпеи. «Мне показалось, что это будет символично. Помпеи — своеобразный итальянский Чернобыль. Месть природы за самонадеянность человека».
Неожиданно на виллу, где жил Бобков, нагрянул с визитом важный кардинал. «Одному большому человеку понравился Везувий, который вы написали, он сказал, это сердце Италии, и просил доставить вас к нему». То был папа римский Иоанн Павел II. При личной встрече в подарок от понтифика художнику вынесли серебряный крест с бриллиантом на тонкой цепочке. «Но я сказал, что наш крест другой, православный, и у меня он на шее имеется, а вот цепочку возьму. Почему бы нет?» — вспоминает мастер. Одна из его картин, посвященных как раз гибели Помпей, «У подножия вулкана Везувий», осталась в музее Сикстинской капеллы.
— Я никогда не жалел о том, что в моей жизни был Чернобыль, — вспоминает наш герой. — Не жалел и об ожоге сетчатки в результате работы в зоне отчуждения, и о шести операциях на глазах, которые мне пришлось перенести, после чего я практически не мог больше писать. Левый глаз так и не спасли. Правый видит, но плохо. Однако жизнь есть жизнь, и нечего тут унывать.
За проявленный в Чернобыле и Припяти героизм художник Валерий Константинович Бобков получил два ордена — «За личное мужество» и Дружбы народов. «Но самое главное, что, как я считаю, сделали мои картины, — дали возможность облученным детям выехать на лечение, а их родителям не заплатить за это ни копейки. Мне кажется, только для этого они и были когда-то написаны...»
Тени Хиросимы
Он по ночам, конечно, оживает,
наш город, опустевший на века.
Там наши сны бредут, как облака,
и лунным светом окна зажигают...
(Любовь Сирота).
Так кто же все-таки автор бесчисленных граффити на стенах опустевшей Припяти? И существует ли он вообще? Последняя сказка Чернобыля. Самая загадочная тайна.
Оказывается, конкретных авторов у рисунков на стене как бы и нет. Однажды целая команда представителей разных граффити-направлений, среди которых были русские, украинцы, белорусы, немцы и даже американцы, выехали в Припять, чтобы сделать международный проект «Тени детей». Рекламы они не хотели, время нахождения в опасном городе было ограничено, и поэтому кажется, будто все рисунки возникли буквально за ночь.
— Черные тени — память не только о Чернобыле, но и о жертвах ядерной бомбардировки Хиросимы, — убеждены художники. — Есть такая легенда, что, когда в 1945-м в Японии прогремел страшный взрыв, от находившихся в его эпицентре остались лишь тени, впечатанные в стены...
На самом деле так проявился эффект светового излучения: мгновенная ударная волна отбросила людей, но там, где они стояли, сохранились их невыжженные черные силуэты.
Самодельные мастера странных граффити просят не называть имен. Вокруг подобного творчества много споров. Кто-то вообще называет это мародерством и вандализмом, насмешкой над мертвым городом. «Сама Припять — страшный музей под открытым небом, — говорят противники рисунков. — Она и есть настоящий памятник чернобыльской аварии, и не нужно ничего больше придумывать».
Когда-то в Хиросиме эпицентр взрыва пришелся на мост Айой, там остались тени девяти человек. Тени Чернобыля и Припяти — рукотворны. Однако от того не менее жутки. Как предостережение о минувшем.
Оно прошло, но оно осталось — как и те, кто вернулся из Чернобыля, но чьи души навсегда впечатаны в здешние разрушенные стены.