«Как верили в себя»: надо ли праздновать День молодежи

Валерий БУРТ

26.06.2023

«Как верили в себя»: надо ли праздновать День молодежи
Материал опубликован в майском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

30 лет назад, летом 1993 года, по предложению ряда государственных и общественных организаций президент РФ Борис Ельцин издал распоряжение «О праздновании Дня молодежи». С тех пор в стране ежегодно 27 июня проводятся приуроченные к этой дате мероприятия: концерты, состязания спортсменов, дискотеки, викторины, народные гулянья...

Во времена СССР существовал почти аналогичный праздник, и, следует признать, отмечали его — в последнее воскресенье июня — с куда большим размахом.

МИРОВОЙ РЕКОРД АЛЕКСЕЯ СТАХАНОВА

День советской молодежи был учрежден в феврале 1958 года. Юношей и девушек в соответствии с духом той эпохи призывали участвовать в тематических собраниях, слетах и съездах, спортивных соревнованиях, конкурсах и фестивалях. Главные события разворачивались в производственных цехах, где молодежь боролась за то, чтобы впредь самоотверженно трудиться в «бригадах коммунистического труда». Завершался день концертами в домах культуры.

У молодежного праздника «первого государства рабочих и крестьян» тоже есть предыстория. В первые десятилетия существования СССР наши соотечественники массово отмечали приходившийся на конец августа — начало сентября Международный юношеский день (МЮД). Вот как в 1927 году проходило празднество во Владимире (цитируем областную газету «Призыв»):

«С утра на улицах:

— Да здра-вствует ме-жду-народ-ный ю-ношеский день!! — дробили тишину звонкие голоса пионерские. И сотни раз им вторило эхо: — Да здравствует международный юношеский день!

После холодной субботы воскресенье выдалось на славу. И солнце, присоединившееся к торжеству молодежи, пригревало не по-осеннему, а как летом.

Колонны молодежи, двигавшиеся на митинг к Центральному клубу, представлялись яркой трепещущей лентой. Множество знамен с лозунгами МЮД-а, фигурные плакаты, привлекающее внимание всех чучело в смокинге, погоняющее рикшу, — переливались на солнце, оживляли.

И смех, и шутки, и песни. Гомон над площадью. Огромный, пестрый людской улей гудит.

— Тише!..

Не уймешь веселье.

— Сме-ло мы в бой по-йдем. За вла-сть со-ветов!!!

Тсс!..

— Мы мо-ло-дая гвардия ра-бочих и кре-стьян!..

— ...Идите строить с на-ами рес-пу-бли-ку тру-да!

— Да тише!

Постепенно успокоились. Головы вверх, на балкон. Начался митинг...»

В той же тональности воспевал праздничное действо Владимир Маяковский:

Додвадцатилетний люд,

выше знамена вздень:

сегодня

праздник МЮД,

мира

юношей

день.

Нам

Дорога

указана Лениным,

все другие —

кривы и грязны.

Будем

только годами зелены,

а делами и жизнью

красны.

В 1935-м пока еще неизвестный стране шахтер Донбасса отметил Международный юношеский день впечатляющим производственным достижением. 1 сентября газета «Правда» возвестила: «Кадиевский забойщик шахты «Центральная-Ирмино» тов. Стаханов, в ознаменование 21-й годовщины Международного юношеского дня, поставил новый всесоюзный рекорд производительности труда на отбойном молотке. За шестичасовую смену Стаханов дал 102 тонны угля, что составляет 10 процентов суточной добычи шахты, и заработал 200 рублей. Тов. Стаханов обогнал непревзойденных до сих пор мастеров угля Гришина, Свиридова, Мурашко!»

Трудовой подвиг будущей знаменитости являл собой установление даже не всесоюзного, а мирового рекорда. Работая инструментом отечественного производства, Алексей Стаханов выполнил сменную норму на 1400 процентов!

После Великой Отечественной МЮД отчего-то утратил свою значимость. Тогда, надо полагать, было не до юношеских праздников. К тому же в 1945-м возникла Всемирная федерация демократической молодежи. Спустя 13 лет молодежное празднество, охватившее теперь не только «додвадцатилетний люд», в СССР возродили.

У НАС ГЕРОЕМ СТАНОВИТСЯ ЛЮБОЙ

Рассматривая фотографии тяжелейших послевоенных лет, не перестаешь удивляться: на снимках — сплошь радостные, улыбающиеся лица. И эти улыбки, конечно же, нисколько не похожи на вестернизированные гримасы в стиле «чи-из». Люди не позировали, не изображали счастье. Им было просто хорошо оттого, что они молоды, уверены в себе, готовы преодолеть любые преграды на пути к светлому будущему.

В то время великих свершений, смелых проектов, больших строек научная фантастика чуть ли не ежедневно становилась реальностью, в которой молодым у нас действительно везде была дорога. Они являлись опорой страны, перед ними стояла ясная, хоть и трудновыполнимая, в сущности, задача — построить невиданное миром справедливое общество. И к этой цели советские парни и девушки двигались уверенно, шагали под марши бодро, со знаменами и транспарантами, плечом к плечу.

28 июня 1960 года «Советская культура» на своей первой полосе сообщала:

«Молодость, полная крылатых надежд, дерзновенных мечтаний и крылатых свершений, стала хозяйкой воскресного дня... В праздник юности страна наша принарядилась, разнеслись по ней звонкие песни, расцвели новые цветы.

Центральным событием Дня советской молодежи был праздник в Лужниках. Молодежь рапортовала о своих больших делах, интересных начинаниях. На митинге здесь выступили секретарь Московского городского комитета партии В. Устинов, секретарь МГК ВЛКСМ А. Сосин, руководитель бригады коммунистического труда Ю. Широков, студентка университета Г. Валышева. За митингом последовал парад физкультурников. Вдоль трибун стройными рядами прошли питомцы спортивных обществ Москвы, промчалась мотоколонна. На машинах — транспаранты с рапортами о трудовых победах. А затем центральный круг стадиона превратился в импровизированную эстраду. Вниманием стотысячной аудитории овладели композитор С. Туликов и певец Ю. Дементьев... Из ворот вереницей выезжают автомобили. Впереди — черный лимузин. Зрители сразу узнают водителя. Это — Леонид Утесов. Несколько веселых минут доставила гостям стадиона группа клоунов во главе с Олегом Поповым. А футболисты бакинского «Нефтчи» продемонстрировали задор, волю и решимость, то есть лучшие качества молодости, и потому добились заслуженной победы над фаворитом москвичей — командой «Спартак». Праздник в Москве продолжался до позднего вечера — и в Лужниках, и в Центральном парке имени Горького, и в Сокольниках».

Читая взахлеб хорошие, талантливо написанные книги об отважных людях — «пламенных революционерах», красноармейцах, покорителях Арктики, партизанах и воинах Великой Отечественной, покорителях целины и космоса, — молодые люди хотели быть на них похожими. А кто хочет — тот, как известно, добьется.

Наши комсомольцы гордились Родиной, а на Запад смотрели (хотя и далеко не все) до поры до времени эдак свысока: «Этой девочке ненавистен/ Мир — освистанный моралист./ Для нее не осталось в нем истин./ Заменяет ей истины — «твист».

Честен ли был в своих поэтических высказываниях Евгений Евтушенко, вопрос дискуссионный, но то, что его стихи не шли вразрез с массовым сознанием, — чистая правда. «Мы знаем, есть еще семейки,/ Где наше хают и бранят,/ Где с умилением глядят/ На заграничные наклейки.../ А сало... русское едят!» — укорял тогдашних смердяковых модный в ту пору поэт, и ему вторили миллионы.

ЗАВТРА БЫЛО ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВЧЕРА

В начале 1960-х все стали ждать прихода коммунизма. Официальная программа по его строительству сулила гражданам Страны Советов: светлая эра наступит через 20 лет. Старики огорчились: «Не доживем». А молодые, напротив, по новой исполнились радужного оптимизма: «При коммунизме нам будет по 40 лет — перспектива что надо!»

Даже вышедший из комсомольского возраста публицист и драматург Михаил Шатров не скрывал восторга:

«Весть о высшем счастье человека стучится во все двери. Желанной и дорогой гостьей она входит в каждый дом.

— Читали?

— Слышали?

— Мы будем жить при коммунизме!»

Риторически перекликался с предыдущим оратором поэт Евгений Долматовский:

«Великая Программа, дай ответ, что будет с нами через двадцать лет?»

А пока, до наступления коммунистического завтра, следовало упорно учиться, добросовестно трудиться, закалять тело, укреплять дух. А также — брать верх в политических диспутах, влюбляться и любить, ехать за туманом и за запахом тайги, перегонять Америку в деле производства мяса и молока на душу населения («Держись, корова из штата Айова!»).

Приветствовалась полезная новизна, высмеивались аксессуары мещанского уюта: бабушкины абажуры и дедушкины диваны с валиками, плюшевые кресла, слоники на буфете... Комнаты обставлялись трехногими табуретками, легкими торшерами, журнальными столиками. На стенах появились светлые обои, а также портреты Есенина, Хемингуэя, Че Гевары...

Завтрашний день действительно становился во многом лучше, чем вчерашний, а молодые люди по-прежнему были в гуще главных событий и процессов. Отправлялись на Байкал и Сахалин, в Арктику и пустыни Средней Азии. Если бы потребовалось, то и на Марс бы полетели, где когда-нибудь обязательно будут яблони цвести.

СЕГОДНЯ — ДЕНЬ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В газете «Труд» за 28 июня 1982-го советские граждане прочли: «В нынешнем году завод-втуз при московском автомобильном заводе имени И.А. Лихачева окончат 750 молодых специалистов. Они будут работать на инженерных должностях ведущих промышленных предприятий столицы. Это учебное заведение готовит инженеров по девяти специальностям. На его факультетах без отрыва от производства обучаются более пяти тысяч человек. Сейчас у студентов — горячая пора — сдача экзаменационной сессии и защита дипломных проектов».

Начавшаяся в 1970-е «стройка века» БАМ все еще была весьма популярна, как и песня Оскара Фельцмана на стихи Роберта Рождественского: «Солнце в небе светит мудро,/ Молодеет древний край./ От Байкала до Амура/ Мы проложим магистраль». Однако произошедший в массовом сознании молодежи (да и всего советского народа) морально-идейный надлом уже был очевиден не только «буржуазным» социологам...

Стахановские рекорды и комсомольские слеты остались далеко в прошлом, и тем не менее летний праздник сохранился. Его наполнение сильно отличается от того содержания, что было в советские времена. В последние годы здесь все чаще проводятся мероприятия социальной направленности — ярмарки и фестивали, а вырученные деньги перечисляются в детские дома и больницы.

День молодежи под лозунгами благотворительности и милосердия? Что ж, такой вариант тоже имеет право на жизнь, главное, чтобы в основе «больших дел, интересных начинаний» были не стремления угодить старшим (как в позднем СССР), а те самые, воспетые в советские времена «лучшие качества молодости».