И юный Октябрь позади

Нильс ИОГАНСЕН

04.11.2012

7 ноября. Каждый у нас в стране знает, что произошло в этот день — точнее, 25 октября по тогдашнему стилю — 95 лет назад. Равнодушных по вопросу: «Октябрьская революция — плохо это или хорошо?» — нет. Либо черное, либо белое, обычно без полутонов. Но в жизни так не бывает.

Полная анархия — так можно охарактеризовать ситуацию в России после Февральской революции. Власть де-юре есть, де-факто — отсутствует. Армия разваливается, министры во Временном правительстве меняются, как цены на сегодняшних бензозаправках. На плаву остается один только Александр Керенский, он будет у руля государства до самого прихода большевиков. Впрочем, у руля — слишком сильно сказано. Если чем он и руководил, то исключительно развалом страны.

Совершенно в открытую действовали различные политические партии, в том числе откровенно антиправительственные. Никто не пытался помешать им вести подрывную работу. Это относилось и к большевикам. Даже попытка арестовать Владимира Ульянова была не более чем фарсом. Выяснить его местонахождение было проще простого, но почему-то этим никто не занимался.

Большевики в открытую говорили о планах вооруженного восстания. Но их партию не объявили вне закона, соратники Ильича продолжали вооружаться и копить силы. Создавалось впечатление, что Керенский готовится к передаче власти Ленину, иначе такую политическую близорукость объяснить невозможно. Остается только понять, кому и зачем это было нужно.

Не секрет, что и первую, и вторую революцию в России «спонсировали» англичане. Из туманного Альбиона в нашу страну плыли пароходы с оружием, в Лондоне отсиживались революционеры, там проводились партийные съезды, печаталась агитационная литература. В 1905 году свергнуть самодержавие не получилось, а в 1917-м царя таки отправили в отставку. Каким образом это произошло и подписывал ли гражданин Николай Романов документы об отречении от престола — дело темное. Вслед за российским самодержцем вскоре прогнали и его двоюродного брата — немецкого императора Вильгельма. Задача по уничтожению двух сильных мировых валют — российского рубля и немецкой марки, — была успешно выполнена. Дело оставалось за малым. А именно — лишить Россию, члена победившего блока Антанты, доли при дележке «пирога». Согласно договоренностям, мы должны были получить Босфор и Дарданеллы, но англичанам очень не хотелось отдавать проливы.

Хотя царь был уже не при власти, в стране имелось вполне легитимное правительство — Временное. Во всяком случае, его признавали и Великобритания, и Франция, и другие страны. А вот если бы такового не было и к власти пришли бы некие «мятежники», произошел бы государственный переворот, — то и делиться ни с кем не надо. С нелегитимной властью переговоры не ведутся.

На роль таких мятежников и выбрали большевиков. Вернее, Владимир Ленин подсуетился, сумев доказать своим заказчикам, что сможет взять власть. Господин Ульянов увидел шанс осуществить давнюю мечту — организовать социалистическую революцию. Пусть и на вражеские деньги. Они, как известно, не пахнут. И вот Ильич в поезде — едет в Россию. Еще вчера он влачил едва ли не нищенское существование в эмиграции, а сегодня у него и средств, и планов громадье.

Англичане получили то, что хотели — нелегитимное правительство в России. Страна, по сути, как и Германия, проиграла Первую мировую войну, хотя была в стане победителей. Ленин тоже реализовал свои амбиции — совершил социалистическую революцию. Но потом события пошли совсем не по тому сценарию, на который рассчитывали британцы — проект «русская революция» вышел из-под контроля.

Англичане никогда не скрывали, что хотели бы видеть на месте единой и целостной России слабые княжества, которые можно безнаказанно грабить. А хитроумный Владимир Ильич вместо того, чтобы продолжить разваливать страну, очень шустро стал собирать обратно куски империи. И собрал, чем весьма разозлил своих «нанимателей». Последовали Гражданская война и интервенция — Англия попыталась свергнуть режим, который сама же привела к власти. Не получилось.

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Но все же попытаемся представить, что было бы, если бы Октябрьская революция не состоялась. Если бы Ленин не доказал англичанам, что способен прийти к власти. Тогда они просто нашли бы другого исполнителя, и вовсе не факт, что он оказался бы таким же патриотом, как Ильич. На роль разрушителя вполне сгодился бы Лейба Бронштейн (Троцкий), которого с солидной суммой денег в 1917 году спешно отправили из Североамериканских Штатов в Россию. Видимо, в качестве запасного игрока. Тот не скрывал, что Россия — не более чем хворост для костра будущей всемирной революции, а «эту страну» нужно уничтожить.

Получается, что Октябрьский переворот в каком-то смысле спас наше государство от разрушения. Великая империя, пусть и в усеченном виде, продолжила существовать...

Но мы рассматриваем ситуацию, при которой большевики бы к власти не пришли. Итак, страна разваливается, и на нее со всех сторон, как свора гиен, наваливаются бывшие «союзники» и прочие враги. Турция оккупирует Кавказ. Бакинские нефтепромыслы, конечно, туркам не отдадут, «такая корова нужна самому» — у Англии есть войска в соседних регионах. Япония захватывает Дальний Восток, США — Чукотку и Камчатку. Вновь созданная Польша терзает Белоруссию и Украину, прибалтийские «независимые» государства отхватывают куски от Псковской губернии, Румыния оккупирует Одессу, а в Крыму высаживается французский экспедиционный корпус. Финляндия присоединяет к себе Карелию, в Средней Азии возникают марионеточные эмираты, управляемые Великобританией. Англичане хапают по полной программе: захвачен Мурманск, Архангельск, осажден Петроград, британские войска идут на Москву... Не правда ли, страшноватая альтернативная история?

Получается, 95 лет назад именно Октябрьская революция спасла миллионы и миллионы граждан Российской Империи от неизбежного иноземного рабства. Согласитесь, на этом фоне все бесспорные жестокости красного режима, отчасти меркнут.