Летописец русской эмиграции

24.02.2012

28 февраля в Государственном литературном музее в Москве откроется выставка художника Николая Дронникова.

Экспозицию составляют в первую очередь портреты знаменитых россиян, живших в эмиграции: Александра Солженицына, Андрея Тарковского, Сергея Лифаря, Иосифа Бродского, Андрея Синявского, Александра Галича... Также на выставке представлены городские пейзажи Дронникова, так или иначе связанные с жизнью на чужбине Тургенева, Шагала, Шмелева... Наконец, художник привез в Москву книги, которые он собственноручно издал в крошечной типографии, размещенной в его доме в парижском пригороде Иври-сюр-Сен. В частности, это стихотворения близкого друга Николая Дронникова Геннадия Айги, альбомы художников Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова.

«Меня интересуют наши соотечественники, которые не только постоянно жили, но и приезжали во Францию, — рассказывает «Культуре» художник. — Работаю с натуры, но мне никогда не позируют. На картинах запечатлены мгновения: Ростропович дирижирует, Рихтер играет, Бродский читает стихи, Высоцкий поет. Я стремлюсь передать их творческий дух. Сегодня моя портретная галерея насчитывает около тысячи портретов — настоящая энциклопедия русской жизни во Франции».

81-летний живописец прожил во Франции половину жизни. После затяжных баталий с советскими ведомствами ему удалось уехать из Москвы в 1972 году вместе с женой, французской журналисткой Аньес, которая долгие годы работала в Агентстве Франс Пресс. В Париже Дронников стал летописцем русской эмиграции.

Выпускник Суриковского художественного института, Николай Егорович, по его словам, вышел из «сезаннизма», к которому в свое время примыкали Кончаловский, Машков, Рождественский, Лентулов. Некоторых из «сезаннистов» он встречал на этюдах. Однако по части портрета мэтрами живописец называет Гольбейна, Дюрера, Рембрандта, Франса Халса, а также русских художников-эмигрантов — Александра Яковлева и Бориса Григорьева.

Николай Дронников — не только портретист, но и замечательный пейзажист. Пожалуй, никто из русских художников не посвятил такого количества работ городу на Сене. «Мне нужна натура, пленэр, — говорит Дронников, — и когда я впервые попал на Монмартр, то понял, что каждый дом и улочка были многократно написаны-переписаны Утрилло, Марке, Ренуаром или Сислеем. Но я нашел свой Париж...» Россию он тоже обрел снова, и теперь из поездок на родину (Дронников появился на свет в деревне Будки Тульской области в крестьянской семье) регулярно привозит картины с русскими пейзажами, архитектурой, церквями.

Сам Николай Егорович любит сравнивать себя со схимником, который редко выходит из скита на свет Божий: «Я отшельник, который на мир глядит со стороны». Когда во Францию перебрались многие наши живописцы-шестидесятники, Дронников оказался несколько в стороне от русского художественного мейнстрима в Париже. В свое время он рассорился с частью эмигрантов-«западников», которые критиковали Солженицына. «Я желаю вам успехов в отстаивании истины о нашей заплеванной родине», — писал ему сам Александр Исаевич.

В России художник долго не хотел выставляться. И только к 70-летию Николая Дронникова поэт Геннадий Айги устроил его ретроспективу на своей родине в Чебоксарах и посвятил ему цикл стихов. Затем выставку Дронникова организовал музей в Ульяновске, которому он помог разыскать материалы о Саше Симоне — потомке великого русского писателя Ивана Гончарова.

Сегодня Николай Дронников часто выставляется и на Украине. Одесское издательство «Друк» выпустило книгу «Музыкант Рихтер и художник Дронников». По дронниковским зарисовкам Игорь Потоцкий написал книгу «Русский Париж». Дронников — один из немногих, кто чтит память Гончаровой и Ларионова и ухаживает за их могилами на кладбище, расположенном неподалеку от его дома.

Ранее Николай Дронников показывал свои работы в московском культурном центре Владимира Высоцкого. Подарил в здешнюю экспозицию портреты Окуджавы, Галича и самого Владимира Семеновича. В середине февраля нынешнего года во Всероссийском музее А.С. Пушкина на Мойке открылась выставка «Рукотворная книга Николая Дронникова». На сегодняшний день их около ста — и каждую он напечатал в своей домашней типографии тиражом 50 экземпляров.