Энциклопедия русской моды

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

27.02.2015

Государственный музей А.С. Пушкина представляет более полусотни костюмов первой половины XIX века, а также бальные туфельки, сумочки, расшитые тончайшим бисером, браслеты, пряжки, веера... Экспозиция «Мода пушкинской эпохи» большей частью составлена из нарядов и аксессуаров из коллекции историка моды Александра Васильева. 

Тема выставки, как, впрочем, и место проведения, выбрана не случайно. Пушкинская пора — время господства изысканной дворянской культуры (вскоре громко заявят о себе буржуа и разночинцы). А «Евгений Онегин» — как известно, энциклопедия русской жизни, где можно получить исчерпывающие сведения, в том числе и о моде.

Первое, чему поражается зритель, — небольшой размер манекенов (во времена Пушкина люди были в среднем ниже сегодняшних). Шили по меркам заказчиков: готового платья тогда не существовало. Второе — осознание того, что наряды изготовлялись вручную. Более того — искусственных красителей не было. Только натуральные: на базе листьев, цветов, коры, ягод и даже жуков. Как рассказал Александр Васильев, кошенилевый цвет — оттенок оранжево-красного — получали... из клопов. Стоившее баснословных денег платье надевалось раза три, а потом переходило прислуге или бедным родственникам. Стирали, по словам историка моды, только нижние юбки, корсеты, чулки.

В экспозиции представлен один день из жизни высшего общества. Утро. Чай пили в белых домашних платьях. Затем визиты (здесь нужно одеться понаряднее, но не переборщить) и обеды. Дамы и господа фланировали по Невскому, а потом отправлялись в театр: в музее даже воссоздали обитые бархатом ложи, где можно увидеть женщин, разодетых в пух и прах — с наброшенными на плечи роскошными шалями. Как заметил Васильев, последние стоили даже дороже платьев:

— Примерно как карета с лошадьми или даже небольшая деревня. Например, в мастерских офицера Колокольцова и помещицы Мерлиной создавались настоящие шедевры. В отличие от европейских эти шали были двусторонними: никаких узелков с обратной стороны. За такую диковину крепостные мастерицы расплачивались зрением. Увы... как гласит французская пословица, чтобы быть красивым, надо страдать. И кто-то был красивым, а кто-то страдал.

Мужских нарядов на выставке мало: как посетовал хозяин коллекции, сильный пол в принципе склонен носить одежду до последнего — пока она не придет в негодность. А жаль. Хотя «широкий боливар» в огромном собрании Васильева наверняка имеется.