22.09.2012
При имени Шишкина в памяти неискушенного зрителя оживают расхожие образы: конфетные мишки и иллюстрация из букваря, изображающая лесную чащу. Выставка, открывшаяся к 180-летию живописца, представляет уникальные грани дарования Шишкина. Здесь представлены 139 работ из собраний музеев Вологды, Иванова, Костромы, Переславля, Плеса, Ростова, Рыбинска, Твери, Череповца, Ярославля. Впервые на одной выставке собраны живопись и графика художника, в том числе офорты и рисунки.
Иван Шишкин знаменит, прежде всего, как пейзажист. Завораживающая сказка, время, остановленное в созерцательном покое, почти осязаемый запах нагретой сосновой смолы — такие впечатления возникают при взгляде на представленные пейзажи. Среди них «Лес вечером», «Лес на берегу моря», знаменитая «Березовая роща».
«Шишкин тонко чувствовал настроение природы, — рассказывает научный сотрудник музея Елизавета Мусаутова. — Поэтому особенное значение придавал этюду, который до него считали предварительной, вспомогательной работой. Он полагал, что именно этюд более всего передает непосредственное впечатление от натуры. Шишкин был первым художником, возведшим этюды в ранг самостоятельных произведений, и даже стал выставлять их на широкое обозрение».
Современники ценили не только живопись, но и великолепную графику Ивана Шишкина. Он обладал уникальным даром рисовальщика. Художнику принадлежит честь возрождения офорта в России в 70-е годы XIX века. «Его рисунки и офорты ставили вровень с лучшими произведениями западноевропейских художников, — отмечает искусствовед Ирина Кулешова. — В графике он работал много и увлеченно. Наследие Шишкина составляет свыше 70 литографий и 100 офортов, значительная часть которых — 55 графических листов — представлена на выставке».
Сам Иван Шишкин писал: «В рисунке природы не должно быть фальши. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова».