20.04.2013
В его произведениях органично и своеобразно сочетаются традиции культур древнего Востока и современного Запада. Он одинаково легко обращается к простым бытовым сюжетам и затрагивает глобальные вопросы. И свободно перемещает своих героев из пространства живописи в скульптуру и эмаль, из рельефа — в графику.
В омскую экспозицию вошли около ста работ. Больше всего — живописных произведений. Портреты, пейзажи, натюрморты захватывают мощной стихией цвета, экспрессией пластической формы, создают солнечную жизнеутверждающую атмосферу даже в самый пасмурный день. Наиболее отчетливо это видно в цветочных натюрмортах, которые Церетели пишет постоянно, чтобы, выражаясь его же словами, «не потерять чувство цвета». Цвет для этого художника — наиболее яркое проявление жизни. Эта особенность всегда отличала картины Церетели — во всех его работах, независимо от сюжета, звучит эхо родной Грузии, Тбилиси, где так много света и ярких сочных красок.
Не меньшего внимания достойны монохромные графические листы, объемные эмали и бронзовые рельефы. Зураб Церетели создает монументальные эмалевые панно, которым нет аналогов в мире. Он вывел древнее искусство византийской перегородчатой эмали на качественно иной уровень — обогатил спектр цветов, переработал принципы создания. В некоторых работах взаимопроникновение красочных пигментов практически передает трепетность живописного мазка.
Персонажами большинства представленных на выставке жанровых бронзовых рельефов стали самые обычные люди. На взгляд Церетели, увековечивания достойны и шарманщик, и продавец хвороста, и дворник по имени Зорико.
И, конечно, посетители музея смогут увидеть модели известных монументальных композиций мастера — памятника «Добро побеждает зло», оригинал которого установлен перед зданием ООН в Нью-Йорке, скульптур Пикассо, Шагала, Модильяни (с первыми двумя мастерами художник был лично знаком). Ведь без них картина вселенной Церетели была бы неполной.