Гендиректор «Царицыно» Елизавета Фокина: «Музей выступает и экспертом, и заказчиком, и участником производства»

МАЛАХОВА Наталья

28.02.2023

Гендиректор «Царицыно» Елизавета Фокина: «Музей выступает и экспертом, и заказчиком, и участником производства»

В Москве прошел двухдневный конкурс-креатон «Дизайн-цех», на котором молодые дизайнеры представили новые креативные концепции по заказу столичных организаций.

Участники разрабатывали линейки сувуениров, в которых традиционные элементы должны были перекликаться с современными — например, к выставке Николая Рериха для Третьяковской галереи, дизайн спортивной атрибутики и одежды — худи для геймеров по заданию 1С Game Studios. Одним из заказчиков стал музей-заповедник «Царицыно», для которого нужно было создать концепцию мерча, одновременно отражающего образы музейной коллекции и отвечающего вкусам современных посетителей. Победителем стала команда «Авангард» (Валерия Ерофеева, Анастасия Кузина, Ляйсан Марданшина, Мария Скорик, Алла Кунях), которая по-новому взглянула на традиционные народные орнаменты. Генеральный директор музея Елизавета Фокина рассказала, насколько интересна молодым художникам и дизайнерам тема переосмысления традиций, как она становится основой производства и какие роли в креативном бизнесе могут играть музеи.

— Елизавета, какими стали для вас главные итоги прошедшего конкурса?

— Мы счастливы, что смогли принять в нем участие — для нас это был новый опыт, и мы с удовольствием продолжим движение в таком ключе. Главным открытием стало то, насколько эффективно работают кросс-функциональные команды, в состав которых вошли и дизайнеры, и художники, и маркетологи. За очень короткое время они смогли не только сплотиться, научиться чувствовать друг друга, но также очень четко, емко сформулировать идеи и всего за четыре минуты, которые были отведены им для презентации, представить свои концепции. В работе каждой из шести групп, которые участвовали в конкурсе, мы почерпнули что-то новое и интересное для себя. Задача была не из легких. О Царицыно больше знают, как о музее архитектуры, ландшафтного дизайна, но не все знакомы с нашей коллекцией декоративно-прикладного, народного искусства, с которой пришлось взаимодействовать дизайнерам. И у многих это очень хорошо получилось — ребята попали в бриф.

Насколько точно команде «Авангард» удалось раскрыть культурный код, используя инструменты современного дизайна, в своем проекте? Чем привлекла именно их концепция?

— Нас привлекло то, что эта команда пошла в сторону разнообразия, а не универсализации. В предложенной концепции диалога культур ее участники проследили и продемонстрировали взаимодействие традиций и современности, соединили народные образы с приемами диджитализации. Они взяли за основу орнаменты различных культур, которые представлены у нас на выставке «В поисках народного искусства», и, используя современные формы, отрисовали с помощью пиксельной сетки их паттерны. Славянские узоры, узоры народов Крайнего Севера, стран Балтии, Азии, Кавказа переходят один в другой и подсвечиваются в различных конфигурациях. Ребята также поработали с языком — пословицами разных народов. Подобного рода подход показался нам очень перспективным: проект можно развивать через визуальные и языковые формы.

— В чем вы видите главную цель проведения конкурса для музеев?

— Мне кажется, это целый комплекс задач. Хотя изначально музеи отвечают за сохранение традиций, сегодня их роль сильно меняется. Они ориентированы в том числе и на современность, становятся визионерами и протягивают нить между прошлым, настоящим и будущим. Музеи — это места пересечения времен и смыслов, и сегодня для их развития, в том числе в регионах, а не только в крупных городах, важно взаимодействие с молодыми талантливыми художниками, дизайнерами, людьми, которые одновременно могут быть и посетителями, и участниками различных проектов. Сегодня мы активно экспериментируем с новыми форматами. Например, у нас есть арт-медиации – экскурсии “наоборот”, когда ведущий, медиатор не просто рассказывает об объектах, но и вступает в диалог с посетителями, спрашивает об ассоциациях, ощущениях, которые у них возникают, даже о том, что им не нравится. Речь идет об изменении ролей. Сама роль современного музея тоже меняется. Он становится и экспертом, и заказчиком, и одновременно участником большой структуры культурного производства. Нам не чужда в том числе и коммерческая деятельность, ведь мы активно участвуем в различных процессах, происходящих на поле креативных индустрий, и обозначение себя как одного из игроков для нас очень важно.

Как именно подобные проекты могут способствовать развитию культурных пространств?

— «Дизайн-цех» наряду с другими проектами Агентства креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы позволяют в перспективе изменить нашу структуру ВВП. В бизнес-цепочке музей может выступать в нескольких ипостасях: быть маркетплейсом, в котором продаются сувениры и представлена продукция творческих предпринимателей, одновременно играть роль “продюсера” и заказчика для этих локальных брендов и производств, быть площадкой для проведения фестивалей и других культурных мероприятий. Наконец, продолжением конкурса «Дизайн-цех» может быть коллаборация и совместное долгосрочное сотворчество с дизайнерами, архитекторами для создания и интеграции новых идей, процесс, участники которого видят не только коммерческую выгоду и возможность пиара, но и профессиональное, творческое развитие в исследовании смыслов, образов, коллекции музея.

— Насколько интересна молодым представителям креативных индустрий работа с историей, культурой, традициями?

— Мы наблюдаем подъем интереса к этому направлению. Популярны различные типы производств, работа с разными материалами, набойка по ткани, мода на кружево. Каждый год мы в Царицыно проводим Масленицу и в этом как раз раскрываем тему русского фольклора в моде, дизайне и декоративно-прикладном искусстве. Современные дизайнеры увлекаются северными орнаментами, крестьянской одеждой, художественной штопкой, создают ремесленные бренды. И это не просто копирование, а создание новых форм через осмысление традиции, которое становится основой производства. Например, два года назад модельер Юлия Анисимова основала бренд «Берега» и делает современные украшения, вдохновляясь природой Русского Севера. Компания Perinne Светланы Катаргиной и Татьяны Бабковой работает с тканями, раньше экспериментировала с гжелью. У них есть текстильная коллекция «Были-небылицы» по мотивам вышивки, сказок и былин Заонежья. Художница Ульяна Подкорытова создала проект «Тамотка»: это перформанс, который был представлен в ГЭС-2, дань уважения фольклорным традициям Русского Севера и современная сказка, видео-арт о будущем природы и технологий. Огромное количество художников и дизайнеров вдохновляются народным искусством, чтобы по-новому представить его в современности, чтобы оно зазвучало актуально и адекватно времени. 

Фотография:  Дмитрий Щёлоков