Рисуй, уплочено!

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

14.01.2014

Государственный исторический музей представляет выставку «Купеческий портрет», посвященную попыткам сословия, сколотившего капиталы, но остававшегося на задворках культуры, сохранить свой образ для истории. 

В портретах торговцев первой трети XIX века подчеркивается связь с народом. Купеческие жены позируют в праздничной одежде — душегреях и расшитых жемчугом головных уборах, а сами купцы выглядят как типичные крестьяне: с простоватыми лицами и подстриженными в скобку волосами. Но главным объектом для подражания была аристократическая культура. Представители торгового сословия заказывали роскошные парадные портреты по образцу дворянских галерей, позируя вместе с домочадцами («Портрет Федора Михайловича Золотарева с детьми» неизвестного автора, конец 1820-х). 

На хороших художников, как правило, не хватало денег, и купцов рисовали неизвестные провинциальные живописцы. В итоге новый жанр поражает причудливой смесью высоких канонов с «примитивистской» эстетикой. Во второй половине XIX века портретами торговцев занялись художники первого эшелона, изображавшие не представителя сословия, а индивидуума с интересной судьбой — щедрого мецената или предприимчивого коммерсанта (Валентин Серов «Портрет Алексея Ивановича Абрикосова», 1895), однако жанр, так и не достигнувший вершин своих «больших братьев», постепенно сошел на нет.