14.01.2014
В портретах торговцев первой трети XIX века подчеркивается связь с народом. Купеческие жены позируют в праздничной одежде — душегреях и расшитых жемчугом головных уборах, а сами купцы выглядят как типичные крестьяне: с простоватыми лицами и подстриженными в скобку волосами. Но главным объектом для подражания была аристократическая культура. Представители торгового сословия заказывали роскошные парадные портреты по образцу дворянских галерей, позируя вместе с домочадцами («Портрет Федора Михайловича Золотарева с детьми» неизвестного автора, конец 1820-х).
На хороших художников, как правило, не хватало денег, и купцов рисовали неизвестные провинциальные живописцы. В итоге новый жанр поражает причудливой смесью высоких канонов с «примитивистской» эстетикой. Во второй половине XIX века портретами торговцев занялись художники первого эшелона, изображавшие не представителя сословия, а индивидуума с интересной судьбой — щедрого мецената или предприимчивого коммерсанта (Валентин Серов «Портрет Алексея Ивановича Абрикосова», 1895), однако жанр, так и не достигнувший вершин своих «больших братьев», постепенно сошел на нет.