Ленин в офорте

Александр ПАНОВ

13.01.2013


Столичная «Галеев-галерея» показывает ретроспективу Павла Шиллинговского (1881-1942) — первую в Москве персональную выставку классика русской гравюры XX века. Цель ее — развенчать представление, будто офорт, ксилография, литография, вообще гравюра, а также акварель и рисунок являются развлечением для экспертов и эстетов. «Живописью для бедных» называли графику и в начале прошлого столетия, когда Шиллинговский и его коллеги, закончившие мастерскую гравюры Академии художеств, взялись за возрождение этого вида искусства. Особенно преуспел профессиональный живописец Шиллинговский, создатель первой советской графической школы.

Его оформление книг издательства «Academia» знатоки называют «ГРАФИКОЙ КНИГИ в самом высоком значении этого понятия». Альбом ксилографий «Петербург. Руины и Возрождение» (1923), летопись послереволюционной разрухи — шедевр жанра. При этом Шиллинговский оставался убежденным неоклассиком, наследником искусства Ренессанса и барокко. Даже когда гравировал портреты Троцкого, Сталина и Ленина.